Коты в мировой культуре
Коты. Если чесно я о котах слышала только в египетской культуре. Еще много легенд о черных котах. Но так почти ничего толком и не видать.
Для человека нет компаньона желаннее, чем кошка. 9500 лет назад эта гордая и грациозная одинокая охотница пришла к нам, чтобы навсегда поселиться рядом. Мудрая и лукавая, дикая и ласковая, благородная и коварная, трогательная и жестокая – кошка несет свою двойственную природу словно флаг; и образ этой двойственности навсегда закрепился в религиозных традициях разных народов. О том, каково отношение мировых религий к кошкам и пойдет речь в настоящей статье.
Христианство
приведу некоторые примеры.
Из раннехристианских времен, впитавших в себя языческое почитание природы, вышли и святые покровительницы кошек. Например, Св. Гертруда из Нивеля, которой молились садоводы, вдовы и путешественники, изображалась с кошечкой. В день Св. Агаты, 5 февраля, француженкам запрещалось работать, а тем женщинам, которые пренебрегали этим правилом, могло здорово достаться от святой, являющейся к ним в облике рассвирепевшей кошки. Св. Агата и Св. Гертруда Нивелльская до сих пор весьма чтимые католические святые.
Ну и, конечно, стоит упомянуть и покровителя всех без исключения животных Св. Франциска Ассизского. Говорят, что во время эпидемии его спас от чумной крысы кот, неожиданно выскочивший у святого из рукава. Сегодня в день памяти Св. Франциска в католических церквях совершается богослужение с благословением домашних животных, в том числе и кошек.
Также в раннехристианские времена пользовались большим почтением и уважением кошки, у которых на лбу была особая метка в виде буквы «М». Это считалось свидетельством божественной награды. Предание гласит, что когда Дева Мария родила Иисуса, в хлеву, где это произошло, было очень холодно, и Новорожденный дрожал и плакал от стужи так, что Мать никак не могла успокоить его. Откуда ни возьмись, пришла кошка, легла рядом с Младенцем, согрела его и успокоила своим мурлыканьем, так что вскоре Божественное Дитя мирно уснуло. В благодарность за этот благородный поступок Мария поместила на лбу у доброй кошки первую букву своего имени – «М».
В католицизме кошки постепенно потеряли статус добродетельных существ и превратились в настоящие исчадья ада – нечистых животных, обладающих сверхъестественными способностями, олицетворения злых сил и воплощения самого дьявола.
В Раннем Средневековье в таком качестве кошка практически не упоминается. Репутацию ей испортила книга X века «Житие Св. Григория», принадлежащая перу талантливого венецианского историка Иоанна Диакона, где красочно описывалось, как демон в обличии кота во сне мучил некоего монаха. Еще больше усугубила ситуацию, казалось бы, случайная вещь – сходство наименования христианской секты катаров и названий кошек во многих европейских языках. Так, греческий термин kafaros («чистый, неоскверненный») по чьему-то злому наущению исказился и трансформировался в латинский cattar и французский cattier («котопоклонник»).
Во время средневековой Охоты на Ведьм Инквизиция жестоко преследовала, соответственно, и их спутников – котов и кошек, причем не только черных, а вообще любой масти, но черных в особенности нещадно истребляли. Крестовый поход против кошек в Европе принял массовый характер.
Во Франции в день Иоанна Крестителя кошек пытали, сжигали и вешали, даже на праздничном майском шесте. В Германии женщин, изменяющих своим мужьям, наказывали таким образом: сажали в мешок вместе с кошкой и били палками. Обезумевшее животное кусало и царапало неверных, одержимых наведенной похотью, жен. После экзекуции кошку (вместе с перешедшим на нее грехом прелюбодеяния) сжигали.
Впрочем, была одна европейская страна, в которой даже в Средние Века хорошо относились к кошкам – это Англия. Здравомыслящие англичане крайне негативно относились и подвергали осуждению изуверские обычаи, что имели место быть на территории континентальной Европы, и даже приняли закон об охране кошек. Не удивительно, что именно в Англии родился замечательный сказочный сюжет о коте, что приносил своему хозяину-сиротке разнообразные богатства («Кот в сапогах»).
Как бы то ни было, все эти изобретательные непотребства продолжались более пятисот лет. И лишь в 18 веке европейские христиане, наконец, «простили» кошек.
Единственное, в чем «обделили» русских кошек, так это святой покровитель. В отличие от других животных, у кошек его нет.
Ислам
В традиционном исламе кошки – животные однозначно любимые и уважаемые. С древнейших времен они были компаньонами мусульман, обитали в домах людей разного достатка и социального статуса, восхищая своей неповторимой грацией, достойным поведением, отчаянной чистоплотностью и несравненным талантом ловца грызунов, змей и скорпионов. За это выдающиеся люди арабского мира даже восхваляли кошек в стихах.
Древние, предположительно еще доисламские, верования арабов рассказывают о так называемых кариинах (qariina) – добрых духах, которые способны принимать, особенно по ночам, облик некоторых животных, например, лошадей, собак, голубей, змей и, чаще всего, кошек. Кариина — это дух-защитник, советчик человека в трудное время, сопровождающий его по жизни и никогда не оставляющий без помощи. Поэтому обидеть, случайно покалечить и уж тем более убить кошку не осмелится ни один мусульманин (к слову сказать, и ни один копт-христианин тоже; вот насколько живучи и сильны древние верования, прорастающие из глубины тысячелетий в различные религии). Говорят, легендарному шаху Исмаилу Сафави помогал кариина в образе красивого кота-чудотворца
Здесь мне сложно как либо прокоментировать потому почитайте сами и поймете.
В иудаизме существует довольно сложная для понимания и местами запутанная система классификации животных, усугубленная к тому же многочисленностью ветвей религиозных традиций. Это в полной мере касается и домашних животных.
В общем, в иудейской традиции нет религиозного запрета держать в доме животных, если они неопасны. Однако у истово верующих евреев в домах нет ни кошек, ни собак, потому что дом есть обитель человека, а не животного. Животных нельзя обижать, даже разрешается помогать им, если они бездомны или больны, но демонстрация, если так позволительно выразиться, такого гуманизма (как истинного, так и ложного) строжайше запрещена, ибо это считается крайней степенью эгоизма (ведь любовь нужно дарить, прежде всего, людям). К тому же, если животное голодно и надоедает вам, клянча еду и путаясь под ногами, вполне допускается ударить его пару-тройку раз. Хотя убивать животных ради развлечения нельзя.
Теперь что касается кошек. В отличие от, скажем, собак, которые евреями воспринимаются (без права реабилитации) однозначно резко негативно и определены как существа нечистые, кошки в иудаизме выступают в качестве существ, отношение к которым довольно противоречиво.
В Торе кошки не упоминаются ни разу. По поводу того, почему так сложилось, существуют разные версии.
Одна из них гласит, что в ветхозаветные времена кошки просто еще не были приручены, поэтому никаких сведений о них в священных книгах евреев не зафиксировано. Однако это кажется весьма сомнительным, поскольку в то же самое время другие многочисленные народы и племена, обитающие на соседних землях, уже имели кошек в качестве домашних животных, а некоторые даже обожествляли их. Другая, более правдоподобная версия состоит в том, что игнорирование кошек в текстах Торы объясняется как раз тем, что древние иудеи уж слишком хорошо познакомились с этими животными, культ которых процветал в стране Гошен (так евреи называли Египет), где божий народ проживал до Исхода в качестве рабов. Иудей воспринимал кошку как тройной степени нечистоту – некошерное животное, объект религиозного поклонения (идол) и олицетворение мертвечины, к которой строго запрещается прикасаться (в Египте кошек считали божествами, неприкосновенными, а после смерти в обязательном порядке мумифицировали и хоронили в специальных некрополях). Соответственно, чем меньше в священных книгах будет упоминаний об этих ужасных существах, тем лучше.
Согласно базовым понятиям индуизма, в жизни человека главным принципом является непричинение вреда. Из этого развились, в частности, запреты на употребление мяса, на враждебное отношение людей друг к другу и на жестокое или безразличное отношение к животным. «Братья наши меньшие» — это звучит очень по-индуистски. Но, несмотря на законы этой религии и ее высокий уровень нравственности, требующий проявлять гуманность ко всем живым существам на земле, жизнь, как известно, вносит во все свои коррективы. Чему прекрасный и показательный пример, связанный с отношением индуистской традиции к кошкам.
У индуистов, особенно проживающих в сельскохозяйственных районах, с древности большим почтением пользовалось божество Шаштхи, или Сашти, одна из форм Дэви. Эта богиня покровительствовала преимущественно женским сферам бытия – материнству, семейному счастью, благополучию, домашнему очагу. Имя Шаштхи означает «шестерица», потому что в течение первых шести дней после рождения она персонифицировала младенца. Вот почему ее считали также и защитницей детей. Под именем Скандаматы ей молились женщины, желающие родить ребенка. Шаштхи даже изображали с дитятей на руках и восседающей верхом на кошке. Кошка является ее ваханой – священным ездовым животным, усиливающим мощь богини, а также ее символом. В Западных областях Индии и в Бенгалии и вовсе считалось, что кошка, особенно черная, и есть сама богиня. Поэтому следовало обязательно держать в доме кошку, кормить ее и холить, дабы выразить уважение к этому божеству.
Один из мифов гласит, что когда Ганеша был маленьким, он очень любил играть с кошкой, причем игры эти были далеко не безобидны. Однажды, наигравшись и закончив терзать бедное животное, он отправился к своей матери Парвати и обнаружил ее в ужасном виде — грязную, измученную, избитую и исцарапанную. Как оказалось, Парвати и была той самой кошкой, над которой издевался ее сын Ганеша. С тех самых пор индуистам строжайше запрещается обижать кошек.
С другой стороны, кошек индуисты все-таки не жалуют и в домах не держат. Во-первых, не любят из-за того же Ганеши. Дело в том, что его вахана – мышь. А на кого предпочитают охотиться кошки? А во-вторых, потому что кошки, как ни крути, все-таки плотоядные хищники, охотники, неисправимые мясоеды, неприспособленные природой к вегетарианству, принятому к обязательству в индуистской традиции.
«Махабхарата» рассказывает историю о хитрости и коварстве кошки, которая, притворившись набожной, приобрела репутацию добродетельнейшего существа по всему берегу священной реки Ганг. Чем и пользовалась – брала в ученики мышей, предпочитая тех, кто пришел учиться мудрости издалека, уводила их в лесную чащу и там съедала.
В буддийской традиции кошкам придавалось особенное значение. В силу определенных причин, отношение к этим животным тяготеет, если так можно выразиться, к отрицательному полюсу. Но это только на первый взгляд. Всему виной та самая знаменитая история о смерти Будды.
Согласно индийской версии легенды, кошка была единственным животным, отсутствующим в тот момент, когда великий Будда был на пути к своему освобождению. Все животные, кроме кошки и змеи, собрались вокруг его тела и горько оплакивали его. Кошка же в это время была занята более важным делом – ловлей мышей. Такое пренебрежение к столь важному событию как кончина Будды и послужило причиной того, что кошка даже была исключена из списка животных, подлежащих защите
Однако существует еще один вариант этой легенды, который делает упор на двойственность кошки. Когда Будда умирал, у его смертного одра собрались все звери, оплакивая его. Крыса принялась лизать масло из лампы, а кошка поймала ее на этом преступлении и съела. С одной стороны, это деяние было благом, так как кошка спасла благовонное масло для воскурения во славу Будды. С другой стороны, кошка поступила дурно, вопреки велению Будды всем существам любить друг друга. С тех пор кошка считается приносящей как добро, так и зло.
Легенда об умирающем Будде несет еще одну очень важную идею: кошка в ней выступает символом низших астральных сил, низменных качеств человека, которых не должно быть в буддисте, желающем достичь просветления и освобождения.
Но следует отметить, что ничто, даже дурное поведение, не помешает кошке, равно как и любому другому живому существу, достичь нирваны.
Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту. Вместе с тем кошки – самые независимые и гордые животные среди прирученных человеком. Кошками называют людей скрытных, ласкательных и лживых.
Если кошка – ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот – вольное, бродячее существо, воплощение похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-баюн (рассказчик) – частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг.
Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину. Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу до полного его разрушения.
Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретится с ними – плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.
Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота – навлечет на себя семь лет бед и несчастий.
Вечное противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил – земной и подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).
Время кошки – зима. Цвета – черный, белый
Пословицы и приметы:
- Черный кот хвост из трубы кажет (дым)
- Белая кошка лезет в окошко (о рассветном солнце)
- Кошка умывается – к гостям или перемене погоды.
- Лежит кошка брюхом вверх – к теплу, прячет голову – к холоду, распушает хвост – к метели
- Кошку девятая смерть донимает (о живучести кошек)
- Язык блудлив, что кошка
- Сболтнул бы коток, да язык короток
Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.
Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.
С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.
С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби.
Баст или Бастет — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы.
Отец её — Солнце; мать — Хатор-Луна. Нут, богиня небес, — сестра ей, а брат её — Хонсу, изгоняющий злых духов. Муж — Бес.
Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X—VIII веках до н. э. — город Бубастис. Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес. В некоторых случаях Баст отождествлялась с Мут, Тефнут, Сехмет и Хатор.
Кельты – очень древний народ, считается, что первые кельтские поселения возникли еще в 1 тысячелетии до нашей эры. Именно тогда зарождалась религия кельтов. Этот народ принято относить к язычникам, но некие особенные черты все же выделяются, да кельты почитали множество богов, существовал свой, отдельный, кельтский пантеон, но все же высшей силой для кельтов оставалась природа.
Природа была первой и надежнейшей защитницей кельтов, именно поэтому все обереги, амулеты и талисманы были сделаны из природных материалов. Древние кельты верили в то, что всё в природе имеет свою душу.Кошки символизируют изменение форм, то, как мы видим себя в изменениях жизни.
В раннекельтских традициях отмечаются изображения существ, являющихся частично кошками, частично - людьми. Известно, что это животное играло важную роль в похоронных обрядах кельтов Галлии, а в ирландской традиции кошачье мясо ели чародеи, маги и прорицатели. Позже это животное начинает встречаться и в мифологии. Например, в одном из многочисленных “Путешествий” небольшая кошка является хранителем сокровищ, за которыми отправляется герой. Кошка эта при приближении похитителя превращается в пылающий шар, испепеляющий злоумышленников.
В “Путешествии святого Колумба” упоминается остров, населенный людьми с кошачьими головами. В уэльской мифологии известна кошка по имени ПОЛУГ. Сообщается, что это существо было вскормлено волшебной свиньей ХЕНВЕН, которая в свою очередь когда-то была человеком. Из иных ирландских сказаний следует, что эта легендарная кошка, как и многие другие кельтские мифические животные, прежде была человеком.У кельтов богине Ceridwen служили белые кошки, помогавшие ей в делах на Земле.
Ceridwen, богиня плодородия и мать Афагдду, самого уродливого мужчины на свете. Чтобы как-то компенсировать этот изьян, Ceridwen один год и один день варила в котле знания напиток, который должен был сделать Афагдду мудрым и уважаемым. Присматривал за котлом ее второй сын, Гвион Бах. Однако Афагдду не суждено было обрести пророческий дар: капля зелья попала па пален, Гвиону Баху, и тот без задней мысли слизнул ее. В ярости Керидвеп поймала и съела виновника, но потом возродила его в облике Талиесина, величайшего из валлийских бардов всех времен.
У богини был еще один не менее уродливый сын, бесстрашный воин Морфан. Он сражался на стороне короля Aртура в его последней битве при Камлане.
В начале сражения рыцари Мордреда опасались вступать в бой с Морфаном, так как считали, что подобным уродством может обладать только Сатана.Ирландцы уверены, что позволить коту умереть в доме - накликать беду. Там же полагают, что майские коты (рожденные в мае) приносят несчастье. В Ирландии никогда не берут с собой кота при переезде на новое место жительства, чтобы не тащить с собой старые грехи и беды. Не к добру пускаться в путь, слыша кошачьи вопли, нехорошо также, если первое, что человек видит, проснувшись - это кот.
Лариса, спасибо огромное
ЦитироватьА если у неё течка, то ваще ужос Аж глаза щипит. Не фу-фу-фу
Цитироватьsengergom пишет /.. У меня страшное сочетание Рак+Тигр. ../……………………………………………………………….. Упёртому барану (Овну) всё по барабану! .. всмысле не страшно!
ЦитироватьЛабаша,как вижу твой аватар,так сразу расплываюсь в улыбке.
ЦитироватьТак рада,что ты есть. И БУДЬ ВСЕГДА!!!
Раша, а корова ссыт тюльпанами?
ЦитироватьТы ж мой дорогой!!! Ну как же приятно,что есть такие друзья.
Цитироватьsengercom пишет /.. Ну как же приятно,что есть такие друзья. ../……………………………………………………………….. Ну ты заходи, если что
ЦитироватьИ только то?
Цитироватьsengercom пишет /.. И только то? ../……………………………………………………………….. Я готов рассмотреть ваши предложения
ЦитироватьЛёша, от сковородки успеваешь уклоняться?
ЦитироватьLubava пишет /.. Лёша, от сковородки успеваешь уклоняться? ../……………………………………………………………….. Люба, у меня сейчас форма одежды №1- каска, трусы, пистолет .. Мне, таки, сковородка не страшна!
ЦитироватьНу да,готов,как же. А сковородка?
ЦитироватьНет, она ссыт мочой, которая очищает от всех видов шлаков: из организма выводятся белковые, минеральные шлаки, скопившаяся в печени желчь.Коровья моча помогает печени восстанавливаться, стимулируя её клетки к деятельности и росту.
Существуют методики, при которых практикуется наружное использование коровьей мочи. Например, коровья моча полезна при фурункулезе и других гнойных поражениях кожи. Натирание коровьей мочой перед сном лечит невралгии и суставные боли, а также способствует выводу шлаков из суставов. Натирать нужно в том месте, где ощущается болезненность.
Это из Аюрведы
ЦитироватьПока я тут делами занималась,Любаша всё озвучила.
ЦитироватьНа одной волне плаваем.
sengercom пишет /.. Ну да,готов,как же. ../……………………………………………………………….. Хоть поверьте, хоть проверьте (с) .. Нина, Солнце моё, я всегда готов!
Цитировать