Коты в мировой культуре
Коты. Если чесно я о котах слышала только в египетской культуре. Еще много легенд о черных котах. Но так почти ничего толком и не видать.
Для человека нет компаньона желаннее, чем кошка. 9500 лет назад эта гордая и грациозная одинокая охотница пришла к нам, чтобы навсегда поселиться рядом. Мудрая и лукавая, дикая и ласковая, благородная и коварная, трогательная и жестокая – кошка несет свою двойственную природу словно флаг; и образ этой двойственности навсегда закрепился в религиозных традициях разных народов. О том, каково отношение мировых религий к кошкам и пойдет речь в настоящей статье.
Христианство
приведу некоторые примеры.
Из раннехристианских времен, впитавших в себя языческое почитание природы, вышли и святые покровительницы кошек. Например, Св. Гертруда из Нивеля, которой молились садоводы, вдовы и путешественники, изображалась с кошечкой. В день Св. Агаты, 5 февраля, француженкам запрещалось работать, а тем женщинам, которые пренебрегали этим правилом, могло здорово достаться от святой, являющейся к ним в облике рассвирепевшей кошки. Св. Агата и Св. Гертруда Нивелльская до сих пор весьма чтимые католические святые.
Ну и, конечно, стоит упомянуть и покровителя всех без исключения животных Св. Франциска Ассизского. Говорят, что во время эпидемии его спас от чумной крысы кот, неожиданно выскочивший у святого из рукава. Сегодня в день памяти Св. Франциска в католических церквях совершается богослужение с благословением домашних животных, в том числе и кошек.
Также в раннехристианские времена пользовались большим почтением и уважением кошки, у которых на лбу была особая метка в виде буквы «М». Это считалось свидетельством божественной награды. Предание гласит, что когда Дева Мария родила Иисуса, в хлеву, где это произошло, было очень холодно, и Новорожденный дрожал и плакал от стужи так, что Мать никак не могла успокоить его. Откуда ни возьмись, пришла кошка, легла рядом с Младенцем, согрела его и успокоила своим мурлыканьем, так что вскоре Божественное Дитя мирно уснуло. В благодарность за этот благородный поступок Мария поместила на лбу у доброй кошки первую букву своего имени – «М».
В католицизме кошки постепенно потеряли статус добродетельных существ и превратились в настоящие исчадья ада – нечистых животных, обладающих сверхъестественными способностями, олицетворения злых сил и воплощения самого дьявола.
В Раннем Средневековье в таком качестве кошка практически не упоминается. Репутацию ей испортила книга X века «Житие Св. Григория», принадлежащая перу талантливого венецианского историка Иоанна Диакона, где красочно описывалось, как демон в обличии кота во сне мучил некоего монаха. Еще больше усугубила ситуацию, казалось бы, случайная вещь – сходство наименования христианской секты катаров и названий кошек во многих европейских языках. Так, греческий термин kafaros («чистый, неоскверненный») по чьему-то злому наущению исказился и трансформировался в латинский cattar и французский cattier («котопоклонник»).
Во время средневековой Охоты на Ведьм Инквизиция жестоко преследовала, соответственно, и их спутников – котов и кошек, причем не только черных, а вообще любой масти, но черных в особенности нещадно истребляли. Крестовый поход против кошек в Европе принял массовый характер.
Во Франции в день Иоанна Крестителя кошек пытали, сжигали и вешали, даже на праздничном майском шесте. В Германии женщин, изменяющих своим мужьям, наказывали таким образом: сажали в мешок вместе с кошкой и били палками. Обезумевшее животное кусало и царапало неверных, одержимых наведенной похотью, жен. После экзекуции кошку (вместе с перешедшим на нее грехом прелюбодеяния) сжигали.
Впрочем, была одна европейская страна, в которой даже в Средние Века хорошо относились к кошкам – это Англия. Здравомыслящие англичане крайне негативно относились и подвергали осуждению изуверские обычаи, что имели место быть на территории континентальной Европы, и даже приняли закон об охране кошек. Не удивительно, что именно в Англии родился замечательный сказочный сюжет о коте, что приносил своему хозяину-сиротке разнообразные богатства («Кот в сапогах»).
Как бы то ни было, все эти изобретательные непотребства продолжались более пятисот лет. И лишь в 18 веке европейские христиане, наконец, «простили» кошек.
Единственное, в чем «обделили» русских кошек, так это святой покровитель. В отличие от других животных, у кошек его нет.
Ислам
В традиционном исламе кошки – животные однозначно любимые и уважаемые. С древнейших времен они были компаньонами мусульман, обитали в домах людей разного достатка и социального статуса, восхищая своей неповторимой грацией, достойным поведением, отчаянной чистоплотностью и несравненным талантом ловца грызунов, змей и скорпионов. За это выдающиеся люди арабского мира даже восхваляли кошек в стихах.
Древние, предположительно еще доисламские, верования арабов рассказывают о так называемых кариинах (qariina) – добрых духах, которые способны принимать, особенно по ночам, облик некоторых животных, например, лошадей, собак, голубей, змей и, чаще всего, кошек. Кариина — это дух-защитник, советчик человека в трудное время, сопровождающий его по жизни и никогда не оставляющий без помощи. Поэтому обидеть, случайно покалечить и уж тем более убить кошку не осмелится ни один мусульманин (к слову сказать, и ни один копт-христианин тоже; вот насколько живучи и сильны древние верования, прорастающие из глубины тысячелетий в различные религии). Говорят, легендарному шаху Исмаилу Сафави помогал кариина в образе красивого кота-чудотворца
Здесь мне сложно как либо прокоментировать потому почитайте сами и поймете.
В иудаизме существует довольно сложная для понимания и местами запутанная система классификации животных, усугубленная к тому же многочисленностью ветвей религиозных традиций. Это в полной мере касается и домашних животных.
В общем, в иудейской традиции нет религиозного запрета держать в доме животных, если они неопасны. Однако у истово верующих евреев в домах нет ни кошек, ни собак, потому что дом есть обитель человека, а не животного. Животных нельзя обижать, даже разрешается помогать им, если они бездомны или больны, но демонстрация, если так позволительно выразиться, такого гуманизма (как истинного, так и ложного) строжайше запрещена, ибо это считается крайней степенью эгоизма (ведь любовь нужно дарить, прежде всего, людям). К тому же, если животное голодно и надоедает вам, клянча еду и путаясь под ногами, вполне допускается ударить его пару-тройку раз. Хотя убивать животных ради развлечения нельзя.
Теперь что касается кошек. В отличие от, скажем, собак, которые евреями воспринимаются (без права реабилитации) однозначно резко негативно и определены как существа нечистые, кошки в иудаизме выступают в качестве существ, отношение к которым довольно противоречиво.
В Торе кошки не упоминаются ни разу. По поводу того, почему так сложилось, существуют разные версии.
Одна из них гласит, что в ветхозаветные времена кошки просто еще не были приручены, поэтому никаких сведений о них в священных книгах евреев не зафиксировано. Однако это кажется весьма сомнительным, поскольку в то же самое время другие многочисленные народы и племена, обитающие на соседних землях, уже имели кошек в качестве домашних животных, а некоторые даже обожествляли их. Другая, более правдоподобная версия состоит в том, что игнорирование кошек в текстах Торы объясняется как раз тем, что древние иудеи уж слишком хорошо познакомились с этими животными, культ которых процветал в стране Гошен (так евреи называли Египет), где божий народ проживал до Исхода в качестве рабов. Иудей воспринимал кошку как тройной степени нечистоту – некошерное животное, объект религиозного поклонения (идол) и олицетворение мертвечины, к которой строго запрещается прикасаться (в Египте кошек считали божествами, неприкосновенными, а после смерти в обязательном порядке мумифицировали и хоронили в специальных некрополях). Соответственно, чем меньше в священных книгах будет упоминаний об этих ужасных существах, тем лучше.
Согласно базовым понятиям индуизма, в жизни человека главным принципом является непричинение вреда. Из этого развились, в частности, запреты на употребление мяса, на враждебное отношение людей друг к другу и на жестокое или безразличное отношение к животным. «Братья наши меньшие» — это звучит очень по-индуистски. Но, несмотря на законы этой религии и ее высокий уровень нравственности, требующий проявлять гуманность ко всем живым существам на земле, жизнь, как известно, вносит во все свои коррективы. Чему прекрасный и показательный пример, связанный с отношением индуистской традиции к кошкам.
У индуистов, особенно проживающих в сельскохозяйственных районах, с древности большим почтением пользовалось божество Шаштхи, или Сашти, одна из форм Дэви. Эта богиня покровительствовала преимущественно женским сферам бытия – материнству, семейному счастью, благополучию, домашнему очагу. Имя Шаштхи означает «шестерица», потому что в течение первых шести дней после рождения она персонифицировала младенца. Вот почему ее считали также и защитницей детей. Под именем Скандаматы ей молились женщины, желающие родить ребенка. Шаштхи даже изображали с дитятей на руках и восседающей верхом на кошке. Кошка является ее ваханой – священным ездовым животным, усиливающим мощь богини, а также ее символом. В Западных областях Индии и в Бенгалии и вовсе считалось, что кошка, особенно черная, и есть сама богиня. Поэтому следовало обязательно держать в доме кошку, кормить ее и холить, дабы выразить уважение к этому божеству.
Один из мифов гласит, что когда Ганеша был маленьким, он очень любил играть с кошкой, причем игры эти были далеко не безобидны. Однажды, наигравшись и закончив терзать бедное животное, он отправился к своей матери Парвати и обнаружил ее в ужасном виде — грязную, измученную, избитую и исцарапанную. Как оказалось, Парвати и была той самой кошкой, над которой издевался ее сын Ганеша. С тех самых пор индуистам строжайше запрещается обижать кошек.
С другой стороны, кошек индуисты все-таки не жалуют и в домах не держат. Во-первых, не любят из-за того же Ганеши. Дело в том, что его вахана – мышь. А на кого предпочитают охотиться кошки? А во-вторых, потому что кошки, как ни крути, все-таки плотоядные хищники, охотники, неисправимые мясоеды, неприспособленные природой к вегетарианству, принятому к обязательству в индуистской традиции.
«Махабхарата» рассказывает историю о хитрости и коварстве кошки, которая, притворившись набожной, приобрела репутацию добродетельнейшего существа по всему берегу священной реки Ганг. Чем и пользовалась – брала в ученики мышей, предпочитая тех, кто пришел учиться мудрости издалека, уводила их в лесную чащу и там съедала.
В буддийской традиции кошкам придавалось особенное значение. В силу определенных причин, отношение к этим животным тяготеет, если так можно выразиться, к отрицательному полюсу. Но это только на первый взгляд. Всему виной та самая знаменитая история о смерти Будды.
Согласно индийской версии легенды, кошка была единственным животным, отсутствующим в тот момент, когда великий Будда был на пути к своему освобождению. Все животные, кроме кошки и змеи, собрались вокруг его тела и горько оплакивали его. Кошка же в это время была занята более важным делом – ловлей мышей. Такое пренебрежение к столь важному событию как кончина Будды и послужило причиной того, что кошка даже была исключена из списка животных, подлежащих защите
Однако существует еще один вариант этой легенды, который делает упор на двойственность кошки. Когда Будда умирал, у его смертного одра собрались все звери, оплакивая его. Крыса принялась лизать масло из лампы, а кошка поймала ее на этом преступлении и съела. С одной стороны, это деяние было благом, так как кошка спасла благовонное масло для воскурения во славу Будды. С другой стороны, кошка поступила дурно, вопреки велению Будды всем существам любить друг друга. С тех пор кошка считается приносящей как добро, так и зло.
Легенда об умирающем Будде несет еще одну очень важную идею: кошка в ней выступает символом низших астральных сил, низменных качеств человека, которых не должно быть в буддисте, желающем достичь просветления и освобождения.
Но следует отметить, что ничто, даже дурное поведение, не помешает кошке, равно как и любому другому живому существу, достичь нирваны.
Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту. Вместе с тем кошки – самые независимые и гордые животные среди прирученных человеком. Кошками называют людей скрытных, ласкательных и лживых.
Если кошка – ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот – вольное, бродячее существо, воплощение похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-баюн (рассказчик) – частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг.
Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину. Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу до полного его разрушения.
Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретится с ними – плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.
Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота – навлечет на себя семь лет бед и несчастий.
Вечное противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил – земной и подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).
Время кошки – зима. Цвета – черный, белый
Пословицы и приметы:
- Черный кот хвост из трубы кажет (дым)
- Белая кошка лезет в окошко (о рассветном солнце)
- Кошка умывается – к гостям или перемене погоды.
- Лежит кошка брюхом вверх – к теплу, прячет голову – к холоду, распушает хвост – к метели
- Кошку девятая смерть донимает (о живучести кошек)
- Язык блудлив, что кошка
- Сболтнул бы коток, да язык короток
Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.
Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.
С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.
С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби.
Баст или Бастет — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы.
Отец её — Солнце; мать — Хатор-Луна. Нут, богиня небес, — сестра ей, а брат её — Хонсу, изгоняющий злых духов. Муж — Бес.
Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X—VIII веках до н. э. — город Бубастис. Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес. В некоторых случаях Баст отождествлялась с Мут, Тефнут, Сехмет и Хатор.
Кельты – очень древний народ, считается, что первые кельтские поселения возникли еще в 1 тысячелетии до нашей эры. Именно тогда зарождалась религия кельтов. Этот народ принято относить к язычникам, но некие особенные черты все же выделяются, да кельты почитали множество богов, существовал свой, отдельный, кельтский пантеон, но все же высшей силой для кельтов оставалась природа.
Природа была первой и надежнейшей защитницей кельтов, именно поэтому все обереги, амулеты и талисманы были сделаны из природных материалов. Древние кельты верили в то, что всё в природе имеет свою душу.Кошки символизируют изменение форм, то, как мы видим себя в изменениях жизни.
В раннекельтских традициях отмечаются изображения существ, являющихся частично кошками, частично - людьми. Известно, что это животное играло важную роль в похоронных обрядах кельтов Галлии, а в ирландской традиции кошачье мясо ели чародеи, маги и прорицатели. Позже это животное начинает встречаться и в мифологии. Например, в одном из многочисленных “Путешествий” небольшая кошка является хранителем сокровищ, за которыми отправляется герой. Кошка эта при приближении похитителя превращается в пылающий шар, испепеляющий злоумышленников.
В “Путешествии святого Колумба” упоминается остров, населенный людьми с кошачьими головами. В уэльской мифологии известна кошка по имени ПОЛУГ. Сообщается, что это существо было вскормлено волшебной свиньей ХЕНВЕН, которая в свою очередь когда-то была человеком. Из иных ирландских сказаний следует, что эта легендарная кошка, как и многие другие кельтские мифические животные, прежде была человеком.У кельтов богине Ceridwen служили белые кошки, помогавшие ей в делах на Земле.
Ceridwen, богиня плодородия и мать Афагдду, самого уродливого мужчины на свете. Чтобы как-то компенсировать этот изьян, Ceridwen один год и один день варила в котле знания напиток, который должен был сделать Афагдду мудрым и уважаемым. Присматривал за котлом ее второй сын, Гвион Бах. Однако Афагдду не суждено было обрести пророческий дар: капля зелья попала па пален, Гвиону Баху, и тот без задней мысли слизнул ее. В ярости Керидвеп поймала и съела виновника, но потом возродила его в облике Талиесина, величайшего из валлийских бардов всех времен.
У богини был еще один не менее уродливый сын, бесстрашный воин Морфан. Он сражался на стороне короля Aртура в его последней битве при Камлане.
В начале сражения рыцари Мордреда опасались вступать в бой с Морфаном, так как считали, что подобным уродством может обладать только Сатана.Ирландцы уверены, что позволить коту умереть в доме - накликать беду. Там же полагают, что майские коты (рожденные в мае) приносят несчастье. В Ирландии никогда не берут с собой кота при переезде на новое место жительства, чтобы не тащить с собой старые грехи и беды. Не к добру пускаться в путь, слыша кошачьи вопли, нехорошо также, если первое, что человек видит, проснувшись - это кот.
Не люблю котов -они подлые и мстительные
ЦитироватьКоты в инь-яне
http://coolcats.ru/wp-content/gallery/cats/36224.j...
ЦитироватьТы со своей собакой заодно.
Цитировать..я люблю котов.. у меня дома живут два белых кота..
http://prostointeresno.com/2012/07/tibet-lxasa/
Цитировать..и в Тибете тоже кошек уважают, об этом можно прочитать в книгах Лобсанга Рампы.. или тут по ссылке, тоже упоминается:
“в Тибете коты всех мастей попадаются на каждом шагу, даже в храмах вальяжно лежат на специальных подушках у самого основания буддистских алтарей..”
Вчера котов душили-душили, душили-душили, душили-душили, душили-душили…
Цитироватькоты учавствовали во второй мировой войне…есть даже награжденные…и голуби есть вояки..и собаки..даже..по-моему…крысы
Цитироватьговорят…как мужчины относятся к кошачьим..так они относятся и к женщинам…да жеть..Раша?))
Цитироватьrussia_vp
ЦитироватьДоцент, ты когда нибудь маленьким был? пап мам у тебя был? чтож ты такой злой, как собак…
Вроде бы год лошади настапил…. при чем тут коты?
Цитироватьнаступил
ЦитироватьНе знаю, как -то об этом не задумывался.
Я не злой, я очень добрый. Просто не люблю “разводы”, “кидалово”, лицемерие и предательство.
ЦитироватьНе знаю, как -то об этом не задумывался.
Я не злой, я очень добрый. Просто не люблю “разводы”, “кидалово”, лицемерие и предательство. Поэтому мне собаки нравятся больше чем кошки. Собаки преданы. Даже когда ты их наказываешь, они все равно смотрят тебе в глаза доверчиво и с надеждой. А кошки (твари, мать их за ногу) чуть что не так сделаешь, так она тебе и в тапки нассыт и на постель насрёт и такие твари мстительные, что убил бы.
У собак человеку есть чему поучиться. Часто вайшнавы сравнивают свою преданность Кришне с преданностью собаки. Эту преданность можно выразить вот этой шлокой:
ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам
адаршана марма-хатам кароту ва
йатха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах
Для меня нет иного Господа, кроме Кришны, и Он останется Им, даже если Он грубо обнимет меня или разобьет мое сердце, не появляясь предо мной. Он волен делать все, что пожелает, ибо Он, несмотря ни на что мой Господь, которому я поклоняюсь, и останется Им навсегда.
Это и есть бескорыстная любовь: собаку хозяин может не покормить, может стукнуть, может приласкать, может бросить на улице, но она всегда будет ждать своего хозяина.
Вот такую преданность я ценю.
ЦитироватьТебя надо задушить.
————————
ЦитироватьСтатья вроде ничего, но мне не понятен смысл намеренных ошибок в словах, как например мягкий знак перед буквой “я”? вот это что? -“свЬященое жЫвотное”, славЬяне”
Это полная чушь, я не знаю ни одну кошку, которая бы так поступила из мести. У меня ни одна так не поступала точно. А вот собак ты любишь потому, что тебе приятно иметь кого-то в своей власти, тебе необходимо кем-то повелевать, командовать и что-бы тебя обязательно боялись и беспрекословно слушались, унижаясь до плинтуса. Если не человек, то хотя бы собака. Это твои комплексы. По настоящему сильные люди не нуждаются в этом.
Цитироватьhttp://www.youtube.com/watch?v=BGYxRFPGKas
Цитировать