Гавриилиада.
Поэма написана в апреле 1821 г. Как произведение, совершенно непозволительное по цензурным условиям того времени, некоторое время оно было известно только в узком кругу друзей Пушкина, но уже начиная с лета 1822 г. стало расходиться в списках. В 1828 г. по доносу дворовых отставного штабс-капитана Митькова, имевшего у себя список “Гавриилиады”, митрополит Серафим довел до сведения правительства о существовании поэмы, после чего началось дело по распоряжению Николая I. Пушкина вызывали и допрашивали (см. его показания в т. X, “Деловые бумаги”). На допросе Пушкин отрекся от авторства, а затем, после новых и настоятельных вопросов, написал письмо Николаю I. Это письмо до нас не дошло, но, по-видимому, Пушкин в нем признал себя автором поэмы. Следствие, начавшееся в июне, было прекращено по резолюции Николая I: “Мне это дело подробно известно и совершенно кончено”.
“Гавриилиада” - пародия на евангельский рассказ о благовещении, т. е. о возвещении Марии устами архангела Гавриила воли божией о зачатии и рождении Иисуса Христа от духа святого. В поэму вошла и пародия на библейский рассказ о грехопадении первых людей - Адама и Евы.
Привожу в сокращенном виде….остальное по ссылке
ГАВРИИЛИАДА
ПОЭМА
1821
Воистину еврейки молодой Мне дорого душевное спасенье. Приди ко мне, прелестный ангел мой, И мирное прими благословенье. Спасти хочу земную красоту! Любезных уст улыбкою довольный, Царю небес и господу-Христу Пою стихи на лире богомольной. Смиренных струн, быть может, наконец Ее пленят церковные напевы, И дух святой сойдет на сердце девы; Властитель он и мыслей и сердец. Шестнадцать лет, невинное смиренье, Бровь темная, двух девственных холмов Под полотном упругое движенье, Нога любви, жемчужный ряд зубов... Зачем же ты, еврейка, улыбнулась, И по лицу румянец пробежал? Нет, милая, ты, право, обманулась: Я не тебя, — Марию описал. В глуши полей, вдали Ерусалима, Вдали забав и юных волокит (Которых бес для гибели хранит), Красавица, никем еще не зрима, Без прихотей вела спокойный век. Ее супруг, почтенный человек, Седой старик, плохой столяр и плотник, В селенье был единственный работник. И день и ночь, имея много дел То с уровнем, то с верною пилою, То с топором, не много он смотрел На прелести, которыми владел, И тайный цвет, которому судьбою Назначена была иная честь, На стебельке не смел еще процвесть. Ленивый муж своею старой лейкой В час утренний не орошал его; Он как отец с невинной жил еврейкой, Ее кормил — и больше ничего. Но, братие, с небес во время оно Всевышний бог склонил приветный взор На стройный стан, на девственное лоно Рабы своей — и, чувствуя задор, Он положил в премудрости глубокой Благословить достойный вертоград, Сей вертоград, забытый, одинокий, Щедротою таинственных наград. Уже поля немая ночь объемлет; В своем углу Мария сладко дремлет. Всевышний рек, — и деве снится сон: Пред нею вдруг открылся небосклон Во глубине своей необозримой; В сиянии и славе нестерпимой Тьмы ангелов волнуются, кипят, Бесчисленны летают серафимы, Струнами арф бряцают херувимы, Архангелы в безмолвии сидят, Главы закрыв лазурными крылами, — И, яркими одеян облаками, Предвечного стоит пред ними трон. И светел вдруг очам явился он... Все пали ниц... Умолкнул арфы звон. Склонив главу, едва Мария дышит, Дрожит как лист и голос бога слышит: «Краса земных любезных дочерей, Израиля надежда молодая! Зову тебя, любовию пылая, Причастница ты славы будь моей: Готовь себя к неведомой судьбине, Жених грядет, грядет к своей рабыне!»
Я знаю. Много чего перечитала у него.
ЦитироватьПушкин действительно считался мастером матерного слова. Но что-то мне подсказывает, что и его друзья по Лицею тоже от него не отставали.
ЦитироватьВывод: мужские представители петербургской элиты 19 века не считали для себя зазорным материться.
Лобвек,ну ваш рассказ тоже относится к легендам. Никто не скажет точно как было на самом деле.Каждая легенда приукрашена людьми ,нет точных доказательств.:)
ЦитироватьLubava это легко определить, читая меж строк библию нового завета, потому что там эти факты разбросаны в разных частях как головоломка, так задумано так сказать, и если найти время, то вы сами обнаружите много чего инетерсного меж строк, которые указаны там на предмет соответсвия как вы сказали “легенде”-для этого достатошно внимания, времени, логики и дотошного вчитывания меж строк для сравнения фактов, указанных в легенде и фактов, указанных нашими православными деятелями
ЦитироватьТут я согласен с LOBVEKом. Меж строк читать, тоже нужно, уметь! А если ещё и логические цепочки выстраивать умеешь, так по крупицам, такую инфу можно нарыть! Вот возьмите, любой документ с ценной информацией. Дадут вам его прочитать? Ага.. Держи карман шире! Наложат гриф “совершенно секретно”, и в архив. (ну это, если сразу не уничтожат). А обывателю скажут, да не было никогда такого документа! Идите смотреть Санту Барбару, там как раз 3018 серия началась! Не пропустите, она самая интересная, из всего сериала! Именно по этой причине, я в последнее время выискиваю не старые, а старинные документы. Которые никто и засекретить то не удосужился! Не считают ценной информацию, хранящуюся в них! Хотя в последнее время заметил не хорошую тенденцию на просторах интернета. Документы начинают подделываться, причем их псевдо копии множатся как комары весной! И отыскать оригинал порой бывает проблематично. Как правило, после запроса выдается колоссальное количество ссылок, да среди них есть и настоящая, но отличить оригинал от подделки зачастую бывает не возможно, если конечно не знаешь, как выглядит оригинал! В общем и целом ситуация как я вижу не изменилась, 1000-3000 лет назад дурили мирской народ, и сейчас такая же картина. Ничего не изменилось.
ЦитироватьLubava
Нужно быть очень умным реалистом чтобы отличить, где правда, а где ложь. Уметь проводить аналогии, и иметь аналитический склад ума + обладать достаточным для обсуждения количеством информации по теме. Такое встречается не часто в нашем мире. Конечно проще отнести рассказ к легенде, чем напречь извилины (если конечно таковые сохранились, после обучения в средней школе) и провести анализ текста, определив, к какой категории он относится, к вымыслу, или к описанию. На сколько я понимай, сей блог был размещён на сайте не по доброте душевной. Возникли мысли в голове, спорные, подозрение закралось в сознание, а правду ли трактуют нам библейские псалмы? По этой причине и размещён сей блог на всеобщее обсуждение.
ЦитироватьНе не, не такие мысли возникли.То что не всё гладко в библии я давно знаю. Пришла мысль,что и Пушкин ,даже в то далёкое время,когда все были набожными и верили в догмы церкви,сомневался в правдивости псалмов
ЦитироватьПушкин был масон не высокого уровня посвящения. А у масонов вера другая. Вот эта масонская вера всегда и боролась в нем с верой в человека.
ЦитироватьИ долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.”
1826
ЦитироватьПушкин А.С.
Вот именно
Цитироватьhttp://2012god.ru/gavriiliada/comment-page-2/#comment-380685
Цитировать“Отцы пустынники и жены непорочны,
ЦитироватьЧтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста.
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей -
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.”