Гавриилиада.
Поэма написана в апреле 1821 г. Как произведение, совершенно непозволительное по цензурным условиям того времени, некоторое время оно было известно только в узком кругу друзей Пушкина, но уже начиная с лета 1822 г. стало расходиться в списках. В 1828 г. по доносу дворовых отставного штабс-капитана Митькова, имевшего у себя список “Гавриилиады”, митрополит Серафим довел до сведения правительства о существовании поэмы, после чего началось дело по распоряжению Николая I. Пушкина вызывали и допрашивали (см. его показания в т. X, “Деловые бумаги”). На допросе Пушкин отрекся от авторства, а затем, после новых и настоятельных вопросов, написал письмо Николаю I. Это письмо до нас не дошло, но, по-видимому, Пушкин в нем признал себя автором поэмы. Следствие, начавшееся в июне, было прекращено по резолюции Николая I: “Мне это дело подробно известно и совершенно кончено”.
“Гавриилиада” - пародия на евангельский рассказ о благовещении, т. е. о возвещении Марии устами архангела Гавриила воли божией о зачатии и рождении Иисуса Христа от духа святого. В поэму вошла и пародия на библейский рассказ о грехопадении первых людей - Адама и Евы.
Привожу в сокращенном виде….остальное по ссылке
ГАВРИИЛИАДА
ПОЭМА
1821
Воистину еврейки молодой Мне дорого душевное спасенье. Приди ко мне, прелестный ангел мой, И мирное прими благословенье. Спасти хочу земную красоту! Любезных уст улыбкою довольный, Царю небес и господу-Христу Пою стихи на лире богомольной. Смиренных струн, быть может, наконец Ее пленят церковные напевы, И дух святой сойдет на сердце девы; Властитель он и мыслей и сердец. Шестнадцать лет, невинное смиренье, Бровь темная, двух девственных холмов Под полотном упругое движенье, Нога любви, жемчужный ряд зубов... Зачем же ты, еврейка, улыбнулась, И по лицу румянец пробежал? Нет, милая, ты, право, обманулась: Я не тебя, — Марию описал. В глуши полей, вдали Ерусалима, Вдали забав и юных волокит (Которых бес для гибели хранит), Красавица, никем еще не зрима, Без прихотей вела спокойный век. Ее супруг, почтенный человек, Седой старик, плохой столяр и плотник, В селенье был единственный работник. И день и ночь, имея много дел То с уровнем, то с верною пилою, То с топором, не много он смотрел На прелести, которыми владел, И тайный цвет, которому судьбою Назначена была иная честь, На стебельке не смел еще процвесть. Ленивый муж своею старой лейкой В час утренний не орошал его; Он как отец с невинной жил еврейкой, Ее кормил — и больше ничего. Но, братие, с небес во время оно Всевышний бог склонил приветный взор На стройный стан, на девственное лоно Рабы своей — и, чувствуя задор, Он положил в премудрости глубокой Благословить достойный вертоград, Сей вертоград, забытый, одинокий, Щедротою таинственных наград. Уже поля немая ночь объемлет; В своем углу Мария сладко дремлет. Всевышний рек, — и деве снится сон: Пред нею вдруг открылся небосклон Во глубине своей необозримой; В сиянии и славе нестерпимой Тьмы ангелов волнуются, кипят, Бесчисленны летают серафимы, Струнами арф бряцают херувимы, Архангелы в безмолвии сидят, Главы закрыв лазурными крылами, — И, яркими одеян облаками, Предвечного стоит пред ними трон. И светел вдруг очам явился он... Все пали ниц... Умолкнул арфы звон. Склонив главу, едва Мария дышит, Дрожит как лист и голос бога слышит: «Краса земных любезных дочерей, Израиля надежда молодая! Зову тебя, любовию пылая, Причастница ты славы будь моей: Готовь себя к неведомой судьбине, Жених грядет, грядет к своей рабыне!»
Шалости Александра Сергеевича ..почти как современный эзотерик
ЦитироватьА я когда прочитала название, то вспомнилось 12 стульев
“Гаврила был примерным мужем, Гаврила жёнам верен был
Хоть был пожарником Гаврила, Гавриле дали фильм снимать…”
Надо же и Пушкин был неравнодушен к библейским историям
ЦитироватьА может то не он?
Ну если это подделка ,то весьма гениальная.
ЦитироватьДавненько я не перечитывала это произведение
ЦитироватьСпасибо!
Он это написал, он-озорник.
Он написал, он. У нас даже в классе пацан был, который стал вопросы учителю литературы по этому произведению Пушкина задавать. За что был изгнан из класса с наказом без родителей не возвращаться. Но он через два года “отомстил” , правда уже другому учителю литературы. Прочёл в качестве любимого стихотворение Есенина из цикла “Москва кабацкая”.
ЦитироватьАй да Пушкин! ай да сукин сын!
ЦитироватьАвтор записи блога - Lubava
Цитировать“Пупок чернеет сквозь рубашку
ЦитироватьНаружу титька – милый вид!
Татьяна мнёт в руке бумажку,
Зане живот у ней болит:
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на подтирку изорвала,
Конечно, “Невский альманах”.
Пушкин А.С.
Орлов с Истоминой в постеле
ЦитироватьВ убогой наготе лежал.
Не отличился в жарком деле
Непостоянный генерал.
Не думав милого обидеть,
Взяла Лариса микроскоп
И говорит: “Позволь увидеть,
Чем ты меня, мой милый, ё…”
Пушкин А.С.
“С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: – Пошёл! Е…ёна мать!”
Пушкин А.С.
хмм, любава ну зачем все переводить в плотность бытия то ? вечно человече интересует эти аспекты. мария была служанкой у этого плотника, и ничего более, и что когда тот узнал о её беременности, он выгнал её в поля. Я вам приведу такой отрывок, а вас попрошу сравнить, не поленившись открыть библию, и сравнить нижеуказанную цитату с тем, что изложено в библией.
Прежде чем поведать вам историю о жизни Иисуса, я, пожалуй, вкратце расскажу вам о Марии — матери Иисуса, поскольку её история жизни значительно отличается от того, что сегодня дошло в церковных легендах до нашего времени. Мария была дочерью греческих эмигрантов, проживавших на севере Палестины в Галилее, в поселении, именовавшемся Кана. Оно располагалось к западу от Тивериадского озера, в живописном месте у подножия гор. Надо отметить, что в те времена народонаселение в Галилее было довольно смешанное: там проживало много финикиян, арабов, сирийцев, греков. В возрасте 3-х лет Мария осталась сиротой. Соседи отдали её в своеобразный приют для сирот, который находился в крупном в то время центре — городе Тивериада, расположенном на побережье Тивериадского озера. Там она прожила одиннадцать лет.
ЦитироватьКогда Марии исполнилось четырнадцать, то она была продана восьмидесятилетнему старику Иосифу. Он купил её себе в качестве служанки для своего хозяйства, а отнюдь не взял в жёны как это теперь считается. Вопреки распространенному на сегодняшний день мнению, Иосиф был зажиточным иудеем. Он проживал в поселении, которое было расположено в нескольких километрах от того места, где гораздо позже возник знаменитый ныне Назарет. Иосиф был вдовцом. Вместе с ним проживали его взрослые дети.
— А чем он зарабатывал? Плотничал? — поинтересовался Виктор.
— Нет. Он был торговцем.Просто по тогдашнему иудейскому обычаю каждый юноша-иудей должен был овладеть каким-нибудь ремеслом, чтобы уметь в дальнейшем самостоятельно добывать себе пропитание. Ну и Иосиф в этом отношении тоже не был исключением, освоив, ещё будучи в молодом возрасте, ремесло плотника. Так вот, Марию эксплуатировали по хозяйству, как рабыню. Когда ей исполнилось семнадцать лет, «хозяева» заметили, что она беременна. Иосиф же, дабы не навлекать на свою семью нечестивых слухов и позора, выгнал её из дома. Тайно от соседей он вывез Марию подальше от их селения и оставил на дороге…
— Одну?! — в ужасе произнесла Татьяна.
— Да ещё беременную, — напомнил ей Костик.
— Беременную? А от кого? — спросил Руслан.
Стас с улыбкой заметил, обращаясь к Руслану:
— Ты про непорочное зачатие что-нибудь слышал?
— И ты в это веришь?
— Ну, не такой это уж и миф, — вмешался в их диалог Николай Андреевич, очевидно потому, что сохранял молчание во время их «рассуждений». — По крайней мере, на сегодняшний день наука теоретически уже дошла до утверждения, что при определённых внешних воздействиях женская яйцеклетка может делиться внутриутробно и формировать нормальный плод.
— При определённых внешних воздействиях? — с улыбкой переспросил Женя и тут же с энтузиазмом подтвердил: — При определённых внешних воздействиях конечно может. Кто бы об этом спорил!
Пока старшие ребята пытались скрыть свои улыбки, Николай Андреевич ему возразил:
— Я не об этом. По данному вопросу проводились определённые медико-биологические исследования на животных. Когда самок облучили радиоактивным излучением, то это привело к делению яйцеклетки и формированию плода самого по себе. То есть косвенно, в некотором смысле это подтверждает возможность развития беременности в девичьем организме. А если учесть тот факт, что в тех местах, я имею в виду Палестину, полно озёр с радоновыми источниками, то…
— Радий?! Свят, свят, свят, — перекрестился Женя.
— Не радий, а радон, — поправил его Николай Андреевич. — Это радиоактивный химический элемент, который относится к благородным газам. А радий относится к щёлочно-земельным металлам. Вы, молодой человек, химию в школе учили?
— Да он даже слова такого не знает, — в шутку ответил за него Стас, глядя как Женя почёсывает затылок.
— Почему не знаю? Знаю! — возразил его друг. — Я даже сейчас помню первый закон лабораторных исследований.
— Какой ещё такой закон?
— Как какой? Горячая колба выглядит точно так же, как и холодная.
Коллектив рассмеялся, а Виктор весело произнёс:
— Да, такое захочешь, не забудешь.
Николай Андреевич, видя, что попивая чай, молча наблюдает за шутками ребят, поспешил возобновить прерванный разговор.
— Хотя, насколько мне известно, о непорочном зачатии Марии до сих пор ведутся споры. И версии выдвигаются самые разные — от научных предположений по поводу возможностей партеногенеза и гипотез по данному поводу, до такой человеческой сентиментальности, что Мария зачала от беглого римского солдата по имени Пантера. — И уже рассуждая более тише, словно сомневаясь, произнёс: — Хотя Пантера или Пандера это, возможно, всего лишь переделка с греческого слова «parthenos», означающего «девственница»…
— А правда, на самом деле от кого Мария зачала? — спросил Руслан, широко улыбаясь.
Все с нескрываемым любопытством посмотрели . Однако на его лице не было и намёка на улыбку. Взгляд был полон не то печали, не то осуждения.
— Эх, люди, люди, — с горечью проговорил он. — Неужели это так суть важно?! Неужели процесс зачатия Иисуса важнее того, кем Он был? Важнее Его Учения? Ведь Он есть творение Бога, Он есть Сын Божий. Разве смысл в Его теле, в которое Он пришел? Ведь гораздо важнее, Кто был в том теле и та Истина, которую Он принёс в этот мир.
От этих слов, сказанных с такой внутренней болью, народ притих, затаив дыхание. Азартно горящие взоры быстро потухли, пытаясь пристыженно скрыться от пронизывающего до глубины души взгляда Сэнсэя. Даже я, хоть и не участвовала в этой дискуссии, но почувствовала какую-то внутреннюю неловкость, своеобразную вину и за своих друзей, и за себя, да и за всё человечество, за то, что мы, люди, вроде и стремимся к Светлому, однако Животное в нас ещё сильно. Как говорится, стремиться — это ещё не быть.
В этой жуткой давящей тишине неожиданно произнёс:
— Лишь тот, кто не способен объять большее, разменивается на мелочах.
Сказав это, Сэнсэй вновь замолчал. Он отвёл взгляд в сторону, тяжко вздохнув. И после небольшой паузы вновь продолжил свой рассказ ровным и спокойным голосом, словно и не было этого отступления от темы.
— Мария родила Иисуса недалеко от города Тивериада. И первыми, кто прибежал на крики роженицы, были пастухи, которые вблизи от этого места стерегли отары овец. Именно благодаря их своевременной помощи, Мария выжила вместе с младенцем. Она нарекла своему ребёнку греческое имя Иисус, что означало «Спасённый», а не «Спаситель», как это имя стали трактовать гораздо позже.
— Получается, Иисус не был рождён в Вифлееме? — с нотками изумления в голосе проговорил Николай Андреевич.
— Нет. Сказания о том, что Иисус был рождён в Вифлееме, стали появляться тогда, когда Учение Иисуса переделывали в религию. А поскольку этим вопросом занимались иудеи из жреческой верхушки, то и текст был подогнан соответствующе. По их древним писаниям, Мессия должен происходить из рода царя Давида. А Вифлеем считался «градом Давида». И вся религиозная история об Иисусе писалась под это иудейское предсказание.
— Вот так дела!
— Вообще сегодня религия преподносит историю Иисуса так, что якобы в те времена многие люди, ещё до рождения Иисуса, знали кто Он. На самом деле в Его земной судьбе всё происходило так, как в жизни Сына Человеческого. Многое в жизни Иисуса было, что называют люди, случайным. Но если разобраться, то случайность ли это была на самом деле? Ведь дела Господни — тайна для людей. Творимая Им помощь на первый взгляд невидима.
По меркам людей, которые зачастую не осознают достаточно глубоко причинную связь явлений и истинные мотивы разных событий, многое происходит случайно. Случайно свернул на другую улицу и встретил знакомого, которого давно не видел, но так необходимого тебе именно сейчас. Случайно оказался в другом городе и нашёл там своё призвание. Случайно помог человеку, а он многие годы спустя также совершенно случайно оказался в нужный момент рядом и спас тебе жизнь.
Так же было и в судьбе Иисуса. Через несколько дней после родов Мария, немного окрепнув, благодаря заботам случайно спасших её пастухов, снова пришла в Тивериаду уже вместе с младенцем. Когда она просила милостыню, опять-таки «случайно», — Сэнсэй подчеркнул последнее слово, — к ней подошёл пожилой грек по имени Амвросий. Подав ей милостыню и расспросив о жизни, он взял Марию вместе с младенцем с собою в Египет, где Иисус впоследствии и прошёл хорошую школу обучения, живя вместе с матерью у этого непростого человека.
Nayada, как хорошо, что обновил страничку, а то дубль бы этого стиха сделал))
ЦитироватьPS^ а Пушкин тот еще озорник, действительно!
Матершинник ещё тот был..
ЦитироватьNayada, там столько чудных стихов еще….Но фильтр сайта такое не пропустит!
Цитировать