В общем, тема серьёзная. Обычное эго убивает человека. А духовное эго гораздо более тонкое и опасное, и убивает человека ещё страшнее.
Всем известно - соприкоснувшись с “непознанным”, многие плывут, но до другого берега доплывают единицы… Почему?…
Когда то читала книгу Марианны Кэплэн “На полпути к вершине”. Тогда она мне очень понравилась. Сейчас перечитывать уже не буду. Но вчера нашла у себя в старых записях цитаты из этой книги, за 2007 год.))) Приведу здесь эти цитаты, может, кому нибудь пригодятся… :
“Просветление важно — оно лишает иллюзий и заблуждений. Говорить и писать о просветлении, не постигнув его, если не откровенно глупо, то, по меньшей мере, очень трудно, поскольку ты сам все еще во власти иллюзий и заблуждений”.
“Идти к просветлению означает менять старую кожу. Есть процесс, на котором человеку нетрудно сосредоточиться. В санскрите он именуется садхана, духовная практика; это последовательное постижение и уничтожение своих иллюзий и заблуждений, а также сопутствующих им болезненных чувств”.
“Психологическое очищение означает промывание психологических наслоений, образующихся за долгие годы неосознанной жизни, многочисленных обломков кармического наследия. В процессе избавления от лишних, ошибочных представлений и взглядов становится осознаваемой и проявленной истинная, извечно чистая сущность человека.
Джек Корнфилд утверждает, что духовному ученику необходимо избавиться от психологических и эмоциональных блоков:
Пока не решены основные задачи развития эмоциональной жизни и взаимоотношения с родителями и семьей остаются неосознанными, углубить духовную практику невозможно. Не решив эти вопросы, нельзя как следует сосредоточиться в медитации либо привнести в свои взаимоотношения то, что усвоено во время медитаций.
Очищение нельзя «обойти», хотя многие пытаются это сделать. Если не прошедший очищения и наткнется случайно на то, что можно вольно толковать как «просветление», в дальнейшей духовной жизни он обречен на неминуемые осложнения — особенно в отношениях с учениками, если ему вздумается стать учителем. Надлежащее очищение (в частности, «низших» слоев психологических наклонностей) существенно снижает вероятность того, что человек неверно истолкует свою «просветленность», и в то же время наделяет неплохой способностью ответственно распорядиться подлинным просветлением, когда оно наступит”.
“Какой бы вид ни принимало психологическое очищение, оно настоятельно необходимо, в частности, для любого, кто намерен стать духовным учителем. Неосознанное упущение из виду этой формы очищения было причиной падения немалого числа наставников, поспешно возомнивших себя просветленными.
Рано или поздно психологическое очищение должно свести человека лицом к лицу с его тенью — мрачными, несознаваемыми гранями его собственной личности, которые оставались подавленными потому, что считались «дурными» либо причиняли неудобства. Хотя многие намеренно избегают встреч со своей тенью, «подвалом души», это совершенно необходимое требование для тех, кто намерен очиститься до такой степени, чтобы свести к минимуму риск преждевременных притязаний на просветленность”.
“Индивидуальная тень неизбежно связана с тенью коллективной. Интеграция тени в сознание не происходит однажды и навсегда — это процесс, длящийся всю жизнь.
Георг Файерсгайн”
“Очищение никогда не прекращается. В основе его лежат определенные психологические слои, но высшие пласты преград и кармического наследия беспредельны. Что касается учительствования, то именно в тех условиях, когда человек имеет множество обязанностей перед своими учениками, и проявляются все обрывки не прошедшего очищение эго.
В книге «Львиный рык» Трунгпа Ринпоче рассуждает о том, что каждый этап духовной практики избавляет от неврозов, но в то же время вызывает новые неврозы, которые также требуют исцеления. Мудрость, обретаемая на очередном витке развития, неразрывно связана с характерными для этой стадии душевными расстройствами. Завершая пояснения, Трунгпа Ринпоче говорит ученику: «И так без конца. Без конца, друг мой» .”
“Определенное Карлом Юнгом как «то, что можно считать одним из наиболее неприятных последствий полного сознания», а Э. Голдом — как «комплекс Иисуса», разросшееся самомнение являет собой тот случай, когда и без того самоуверенное и мощное эго раздувается до такой степени, что ослабляет способность ясного восприятия. Людям с преждевременными притязаниями на просветленность чаще всего свойственно чрезмерное самомнение, субъективная и весьма помпезная убежденность в своем духовном величии и масштабности достижений. Самомнение может быть настолько безоговорочным и внушительным, что поглощает на своем пути все — совесть, разборчивость, а порой и элементарный здравый смысл”.
“Как и почему растет самомнение?
Разрастание эго — процесс не мистический, а механический. Протекает он нередко исподволь, непредвиденно для самого человека, так как эго полно коварства. Хотя личность обычно не в силах заблаговременно уловить собственное раздувание, понимание того, как и когда это обычно случается, способно повысить нашу бдительность к возможности роста самомнения в определенных обстоятельствах. Оставаясь начеку, мы можем подготовиться к внезапному наступлению эго.”
“Духовный комфорт
Понятие «духовного комфорта» означает угрозу остановки на духовном пути по причине удобства определенного этапа; такое случается даже на очень высоких уровнях достижений и самоотречения. Люди тянутся к духовному комфорту, веря, будто он избавляет от страданий. Мало кто делает это сознательно, но неосознанно об этом мечтают большинство людей.
Духовный комфорт проявляется на экзотерическом либо эзотерическом уровнях; с другой стороны, он может быть материальным и невещественным. Мы, люди, всеми силами стараемся избегать реальности страданий и, разумеется, ищем покоя и комфорта во всех сферах своего существования.
…Идея духовного комфорта применима также к эзотерическим, внутренним сферам существования. У людей есть склонность делать передышку, достигая определенного уровня. Таким уровнем может стать, например, самообладание, безмятежность либо дар различения — одно из качеств, считающихся важными в той или иной духовной традиции. Человек может подняться даже на высший уровень, сравниться со своим учителем или превзойти его. Наконец, он может погрузиться в отрешенное состояние, отождествляя себя с «наблюдателем». Так или иначе, духовные искатели попадают в одну широко распространенную ловушку: они заверяют себя, что прошли большой путь и потому заслужили короткий отдых.
Джоан Галифакс прекрасно известно о том, что на духовном пути многие обманываются духовным комфортом:
У многих людей удивительна стойкая склонность засыпать — погружаться в дремоту, подыскивать удобные привычки, каждое утро ходить в дзэн-до и всецело окружать себя уютом и безопасностью. Тем, кто приходит, я часто говорю: «Сидеть тут небезопасно. Дело не в удобстве. Сюда приходят, чтобы очистить себя слой за слоем, разобрать по косточкам и уничтожить».
Арно Дежарден тоже заботится о том, чтобы его ученики не угодили в западню духовного комфорта. На дза-дээн он говорит им: «Я желаю вам, во-первых, не слишком больших усилий, разочарований и мучений, а во-вторых, не слишком стремительных успехов. Если спокойствие и отсутствие мыслей наступают, как только садишься и обращаешь внимание внутрь себя, они могут стать притупляющим разум наркотиком». Дежарден не хочет, чтобы его ученики довольствовались первыми успехами, но не потому, что желает им страданий; он просто хорошо понимает опасность комфорта. Вообще говоря, именно сострадательная мечта помочь ученикам избавиться от страданий заставляет его желать им меньше поверхностных удобств.
Весьма поучительно поразмыслить над тем, что люди могут искать уют и безопасность даже в пустоте и любви. Происходит это потому, что у них все еще остается «я», которое тянется к надежному, даже если оно воплощено в «единении» или «истинной сущности». Опасность сохраняется до тех пор, пока остаются следы отождествления с эго, а на деле это означает вечную угрозу, поскольку человеку очень трудно определить, осталось в нем эго или нет, — вопрос слишком тонкий и щекотливый, чтобы предполагать, будто тебе эта опасность уже не грозит.
Люди задерживаются даже на высших уровнях сознания, не понимая, что застряли, пусть и в чрезвычайно возвышенном положении, а происходит это именно потому, что ловушки духовного пути многочисленны и неприметны”.