ЖИВАЯ ЭТИКА — философско-этическое и духовно-нравственное Учение, являющее собой синтез многогранного опыта человечества. Тексты Ж.Э. даны людям Великим Учителем через Елену Ивановну Рерих. Как утверждается в самой Ж.Э., задача ее расставить вехи, по которым сможет двигаться человечество в своем развитии. При этом само Учение Ж.Э. категорически против какого-либо навязывания себя, агитации, либо рекламы. Ж.Э. может быть воспринята и принесет пользу только в том случае, если такое восприятие происходит добровольно уже созревшим для этого сознанием. С точки зрения Ж.Э., все сущее есть материя и ее движение, которые существуют вечно. Однако материя полагается бесконечной в своих градациях утончения. Жизнь есть бесконечная смена форм проявления духа в материи. Разум же есть свойство тонкой материи, присущее ей изначально и вечно существующее, однако формы проявления этого разума постоянно меняются. Разумен весь Космос. Вся Вселенная находится в постоянном эволюционном развитии. Ж.Э. различает три градации существующих миров. Земной мир, или мир плотной материи — наиболее хорошо известный. Тонкий мир, или мир тонкой материи. И, наконец, Мир Огненный — мир тончайшей материи, мир Духа. Все три мира существуют взаимно проникая друг в друга и находясь в тесной взаимосвязи. Все сущее, начиная от атома и кончая человеком, содержит в себе элементы всех трех миров. Мир плотный таким образом — это всего лишь “верхушка айсберга”, скрытую часть которого составляют миры Тонкий и Огненный.
Сущность человека, его высшее “Я”, его индивидуальность, состоит из элементов тонкого и огненного мира. Поэтому эта тонкоматериальная структура является, с позиций Ж.Э., вечно сущей. После так называемой смерти она переходит в иную форму бытия, продолжая свое существование в мире тонком. Развитие и совершенствование человеческой индивидуальности — процесс весьма медленный и длительный. И совершается он в течение многих жизней человека на земле (в мире посюстороннем — плотном), а также во время его пребывания (в промежутках между этими воплощениями) в тонком мире. Каждый человек, согласно Ж.Э., есть итог длительной эволюции, а не однократного существования в плотном мире; он занимает свое определенное место в эволюции космоса. Согласно Ж.Э., правомерно утверждать непрерывность эволюции человеческой сущности, которая через определенные промежутки времени трансфизического (надземного) бытия периодически проявляется в земном мире.
Под космической Индивидуальностью в контексте Учения Ж.Э. может пониматься непреходящий, бессмертный аспект человеческой сущности, который не может прекратить своего существования потому, что оно никогда и не начиналось, будучи со-вечным с бытием самого пространства и материи. По Ж.Э., как не может иметь ни начала ни конца существование Абсолютного Пространства, из лона которого возникает и в котором растворяется Космос, также не могут рассматриваться в каких-то временных границах энергетические лучи этого Пространства — лучи, являющиеся основой дифференцированной жизни и сознания, и обозначаемые как Монады или Индивидуальности. Каждая Индивидуальность (Монада — есть ее энергетическое ядро) человеческого эволюционного уровня прошла до него долгий путь своего развития через суб-элементарные, элементарные, минеральные, растительные и животные формы. Из чего следует, что истинное “Я” человека (его Высшее “Я”), как и его настоящая сущность связаны не с внешней формой, а с его космической Монадой — Индивидуальностью”. Также с Индивидуальностью в Ж.Э. связывается понятие “непрерывности жизни”.
Термин “Монада” в структуре Учения Ж.Э. в большинстве случаев используется для описания безличной энергетической структуры-основы всякой жизни и сознания. “Индивидуальностью” эта структура может быть названа лишь по истечении длительного периода развития, когда сформируется достаточный потенциал накоплений и проявятся сознательные свойства или атрибуты Монады — таким образом именно она есть то бессмертное ядро, которое, если речь идет о человеческой стадии развития, перевоплощается из одной человеческой формы в другую. Временная физическая форма, состоящая из биологического тела и ряда энергетических оболочек, выступающих в качестве проводников сознания, называется, согласно Ж.Э., Личностью. С ее помощью, или через нее, в условиях физического мира происходит эволюция человеческой Индивидуальности. Таким образом “за спиной” Индивидуальности стоит множество земных жизней, прожитых в обликах той или иной смертной земной Личности. От качества и количества накоплений, собранных за эти жизни, зависит эволюционный уровень Индивидуальности, так же как качество и количество накоплений, в свою очередь, определяются особенностями земной жизни человека. Ж.Э. отвергает идею Бога. Вот как писал об этом Великий Учитель английскому ученому Синнету: “Ни философия Наша, ни сами Мы не верим в Бога, менее всего в того, местоимение которого требует прописной буквы…
Мы верим в материю, как видимую природу, и в материю в ее незримости… в ее непрерывном движении, которое есть жизнь и которое природа выявляет из себя, ибо она есть Великое Все, вне которого ничто не может существовать” (”Чаша Востока”). Учение Ж.Э. говорит о том, что в Космосе существует Иерархия Светлых Сил, уходящая в беспредельность. К ней, в частности, принадлежат Великие Учителя человечества. Сами эти Великие Души именуют себя Старшими Братьями человечества. На протяжении всей истории нашей планеты Они многократно воплощались на Земле для оказания помощи ее человечеству. Наиболее широко известными примерами таких воплощений являются воплощения Будды и Христа. Помощь эта заключалась в том, что Великие Учителя направляли мысль людей, расставляли вехи для продвижения человеческого сознания, передавали людям знание законов эволюции Космоса, и в особенности нравственных законов, являющихся основой духовной эволюции человека. Каждый раз передача этих знаний осуществлялась с учетом уровня развития человечества и в форме, доступной его сознанию.
В древности — в виде религий, позднее — в виде религиозно-философских доктрин, в наши дни — опираясь на современный уровень научно-материалистических представлений людей. Все великие знания древности были получены далекими предками людей от своих Старших Братьев. В наше время наука неуклонно приближает нас к познанию Тонкого Мира. Именно через науку приходит к людям расширенное представление о мире и человеке. Великий Учитель говорит: “Объединение миров должно произойти в сознании Человека, ибо в действительности миры объединены и связаны непрерывно друг с другом. Но люди оторвались от незримого мира и, отрицая его, отделились от него плотной завесой непонимания…
К пониманию действительности ныне ведет неуклонно наука, и для отрицателей несомненно скоро настанут трудные времена: или придется признать все, что существует, или же пойти против науки и ее открытий, как это не раз происходило в черное средневековье! Отрицатели действительности окажутся на стороне мракобесов, и если их не остановить, снова запылают костры инквизиции. Науке — дорогу, наука разрушит стены непонимания и отрицания действительного сущего”. Смысл жизни человека, согласно Учению Ж.Э., состоит в бесконечном процессе эволюции, в раскрытии неограниченных, фантастических возможностей, заложенных в человеке природой, в бесконечном познании тайн макро- и микрокосмоса. Согласно Ж.Э., современные люди не предполагают, какие огромные энергии заключены в человеческой мысли. Мысль — это то, что объединяет все три мира. Наука ошибается, когда считает мысль и сознание исключительно только принадлежностью мозга. Мысль — это движение тонкой материи, иначе говоря, ее вибрация. Мысль способна самостоятельно существовать в пространстве. Человек постоянно излучает в окружающее пространство свою мысленную энергию, но качество этой энергии очень различно.
Как говорит Ж.Э., погруженные в мрачные и злобные мысли люди приносят огромный вред себе и окружающим. Раздражительный и злобный человек выделяет в окружающее пространство яд, называемый империлом, при этом он отравляет себя и окружающих людей, а своими темными мыслями загрязняет ауру планеты. При этом извращенные мысли людей, воздействуя на тонкие пространственные энергии, вызывают такие пагубные явления, как землетрясения, эпидемии, природные и социальные катаклизмы. И наоборот, человек, излучающий чистые и светлые мысли, благотворно воздействует на окружающих, притягивая к себе чистые пространственные энергии и гармонизируя пространство вокруг себя. “Избери три самые худшие свои качества и постарайся избавиться от них” — в этой краткой формуле Ж.Э. содержится суть ее практического применения в жизни. Ставя задачу самосовершенствования людей, Ж.Э. указывает направления, по которым она должна решаться:
1. РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ.
Это отказ от догм и устарелых представлений, расширение кругозора человека. В книге “Община” сказано: “Нужно до такой степени расширить материализм, чтобы все научные достижения могли войти конструктивно в понятие материализма… а всякая невежественность должна быть решительно обнаружена и удалена”.
2. РАЗВИТИЕ СЕРДЦА.
Особенностью данного этапа развития человечества, согласно Ж.Э., является то, что у людей очень развился интеллект. Но развитие сердца отстало от развития интеллекта. Наука отвела сердцу лишь роль насоса по перекачке крови. Ж.Э. говорит о том, что вместилищем высшего разума человека являются огненные структуры сердца, которые бессмертны. Ж.Э. говорит о том, что сердце человека вмещает в себе опыт всех прошлых его воплощений, является бессмертным хранилищем его индивидуальности. В серии книг Ж.Э. сердцу посвящена отдельная книга ввиду огромной важности этого вопроса.
3. УТВЕРЖДЕНИЕ ВЗАИМНОЙ ТЕРПИМОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВА.
Продвижение по этим направлениям должно быть проникнуто общей основополагающей идеей — идеей служения Общему Благу, т.е. благу всех людей планеты. Только служа общему благу сможет человек раскрыть в себе те замечательные возможности, которые заложены в него природой. Без разрешения вопросов этических, нравственных дальнейшая эволюция человечества невозможна. “Учение дано не для пыльных книжных полок, но для применения в жизни каждого дня”, — так сказано в Учении Ж.Э. Учение Ж.Э. подчеркивает огромную роль искусства, эстетики и эстетического воспитания в развитии духовных качеств человека: “Мы видели, как творения искусства преображали человека, и никакое книжничество мира не может творить подобное”.
И далее: “В красоте залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа” (”Иерархия”). Согласно Н.К. Рериху, именно “сознание красоты спасет мир”. Как утверждает учение Ж.Э., в конце 20 ст. человечество переживает момент смены двух огромных исторических эпох. Заканчивается Кали Юга (”Черная эпоха”), и вступает в свои права Сатья Юга (”Эпоха Света”). Новая эпоха будет эпохой развития сердца. Это будет эпоха Истины, Красоты и Справедливости. Приход ее неизбежен, ибо является результатом действия объективных законов Космоса, но сложен. Сейчас Земля вступила в новые космические условия. Они заключаются в том, что сейчас на планету интенсивно воздействуют тонкие энергии Космоса. Эти энергии выявляют внутреннюю скрытую сущность человека для его ускоренной трансмутации. С одной стороны, они способствуют пробуждению и преображению сознания людей, раскрытию лучших человеческих качеств. Но одновременно все тяжкие пороки, коренящиеся в людях: эгоизм, жестокость, злобность, — также активно выявляются. Люди, обладающие такими недостатками, отказываются избрать путь добра и Света, путь духовного совершенствования, обрекают себя на ускоренный распад своей личности, доводя ее до полной деградации.
О наличии темных сил на планете и их замыслах вполне конкретно и ясно говорится в книгах Ж.Э. В Ж.Э. неоднократно говорится о ведущей роли России и русского народа в поиске путей выхода человечества из кризиса, в преображении сознания людей, в возрождении духовности и нравственности на планете. Сказано также о неисчислимых жертвах, которые приходится нести России в конце Кали Юги во имя этой цели. Именно поэтому Ж.Э. была дана людям на русском языке. Е.И. Рерих писала: “В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех”. И еще: “Несомненно, что в Иване Стотысячном /образ русского народа в Учении. — Ред./ имеются большие задатки, но если к сроку он не пробудит их в себе, то можно будет вообще поставить крест на спасении нашей расы (цивилизации), и ковчег Ноя за ненадобностью будет отставлен”. В связи с задачей “развития сердца” особая роль в новой эпохе, согласно учению Ж.Э., будет принадлежать женщине: “одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте”. Для этого женщине предстоит “настолько подняться духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою”, “стать вдохновительницей на жизненные подвиги”. Ж.Э. предостерегает от радикализма, поспешности в делании и понимании добра.
Как отмечала Е.И. Рерих: “Сейчас важно поднять и расширить сознание могущих идти со Светом, но подымать его можно, лишь пользуясь доступными им методами и образами, лишь постепенно расширяя эти представления до мировых масштабов”. “Дать неподготовленному сознанию слишком много, все равно что дать ребенку играть с заряженным револьвером”. “Потому всегда советуется большая осторожность и не зазывание. В Учении миссионерство нигде не заповедано”. “Очень прошу говорить по сознанию приходящих к Вам и не обременять неподготовленных, великий вред может произойти”. Ж.Э. говорит о том, что действительное бытие каждого конкретного человека, а не только человечества в целом, подвержено более крупным циклическим процессам, чем суточные. Следующим циклом, состоящим также из двух фаз, является; 1) жизнь человека на Земле; 2) после так называемой смерти пребывание в новой, тонкоматериальной фазе своей жизни. После завершения этой второй фазы цикл заканчивается, и человек вновь рождается на Земле, то есть начинается новый цикл. Такая периодическая смена смертей и рождений каждого конкретного человека, а точнее говоря, смена двух различных фаз его бытия, называется законом Реинкарнации (см.), или законом Перевоплощения.
Согласно Ж.Э., периодическую смену плотного и тонкоматериального состояния проходят планеты, звездные системы, галактики, да и сама Вселенная в целом. Согласно закону Реинкарнации, жизнь человека в плотном теле на земле и его жизнь в тонкоматериальных телах в сферах надземных периодически сменяют друг друга. Мы не ощущаем цепочку таких жизней как единое целое только потому, что у большинства людей пока еще заблокирована память о прошлых жизнях. В Ж.Э. говорится о том, что такая блокировка памяти есть явление временное, связанное с настоящим, еще сравнительно низким уровнем развития человечества. По мере развития и совершенствования человека такая блокировка будет снята, люди обретут память прошлых воплощений, и процесс перевоплощений станет восприниматься как единая, неразрывная цепь жизней, как единое бытие. Именно с этого момента человек осознает свое бессмертие.
Согласно Е.И. Рерих, “можно указать, что приближение огненных энергий позволит новое сближение миров, и люди явятся свидетелями многих необычных феноменов в природе. В связи с этим приближением ускорятся и перевоплощения, и все чаще будут появляться дети, помнящие свое прошлое, которое легко можно будет проверить, ибо свидетели этой жизни будут еще живы”. Ж.Э. говорит о том, что жизнь каждого конкретного человека в данном воплощении зависит от того, как он прожил предыдущие жизни в своих прошлых воплощениях, как он взаимодействовал и в каких отношениях находился с другими людьми. (См. Карма.) С законом кармы в Ж.Э. связан и другой закон — закон свободной воли. В книге Учения “Братство” сказано: “Свободная воля есть прерогатива человека. Но без гармонии с Силами Высшими она становится бедствием”. Е.И. Рерих называет в своих письмах Закон Кармы законом великой ответственности, ответственности прежде всего за свои мысли. Ж.Э. говорит о том, что весь опыт развития человеческой индивидуальности, накопленный во все прошлые жизни, откладывается в бессмертной сущности человека в виде кристаллов огненной энергии. И все эти прошлые накопления оказывают самое непосредственное влияние на сегодняшнюю жизнь человека и во многом определяют ее.
Если человек самосовершенствуется и улучшает свои качества, то, согласно Ж.Э., “очищенное мышление и, следовательно, очищенная аура совершенно иначе реагируют на обратные удары”. Посеянное добро, в силу закона Кармы, в будущем непременно вернется в виде следствий к его сеятелю. Вот почему, по Ж.Э., соблюдение нравственных заповедей является в высшей степени целесообразным поведением человека. Ж.Э. говорит о том, что земной мир является миром причин, тонкий мир — миром следствий. В тонком мире человек продолжает развивать те свои направления и устремления, которые он заложил на земле. Все это становится возможным и доступным, если человек проявлял к этому интерес и устремление на Земле. Если такого интереса не было, то зародиться он в тонком мире уже не может. “Люди забыли, что золото, материальные сокровища не имеют приложения в мирах надземных. Самый больший богач здесь — нищ в мире надземном” (Е.И. Рерих).
Опора в жизни, согласно учению Ж.Э., должна быть сделана на непреходящие ценности: “Улучшение кармы нужно искать… в усиленном развитии и накоплении духовных сокровищ… Очищение и преображение нашего внутреннего существа делают нас владыками своей кармы…” (Е.И. Рерих). Главной целью жизни человека должна стать эволюция духа, т.е. совершенствование себя, развитие в себе высоких духовных качеств и устремлений: “При таком просветленном сознании, жизнь его становится полна смысла, красоты и особой мудрой радости” (Е.И. Рерих). В Ж.Э. сказано, что в основе проявления феноменальных способностей человека лежит психическая энергия. С действием психической энергии связаны такие явления, как передача мысли на расстояние, чтение мыслей, ясновидение, предвидение будущего и т.д. Ж.Э. говорит о том, что в наступающей Новой Эпохе психическая энергия получит, наконец, права гражданства. Согласно Учению Ж.Э., психическая энергия есть энергия всеначальная. Все прочие виды энергии являются ее “дифференциациями”. Эта энергия лежит в основании Мира. Она лежит как в основе движения миров в Космосе, так и в основе высшей нервной деятельности человека. Все преуспевание человека зависит от наличия в нем психической энергии и возрастает прямо пропорционально росту ее. Факторами накопления психической энергии в Ж.Э. считаются следующие:
1. Труд. “Даже при низшем труде человек творит проявление огненной энергии. Отнимите у него труд, и он неминуемо впадет в маразм, иначе говоря, утеряет огонь жизни”, — сказано в книге “Мир Огненный”. Или: “Спрашивают — как быть с каждодневной рутиной. Очень боятся ее, считают гибелью творчества, думают об унижении достоинства. Но скажем — признайте в каждодневной работе пранаяму, возвышающую сознание. Прана нисходит из высших сфер, но каждая работа рождает энергию, которая в сущности своей подобна пространственной энергии. Так знающий существо энергии может тачать сапоги или бить ритм барабана или собирать плоды. Во всем будет рождена высшая энергия, ибо она рождается из ритма Космоса. Только низкое сознание боится ритма труда и тем создает темницу свою” (Агни Йога). Особенно важен для нагнетания психической энергии радостный труд: “Утверждаю, что радость работы есть лучшее пламя духа” (Агни Йога).
2. Искусство. “Через искусство имеете Свет” (”Зов”). Или: “В красоте залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа” (”Иерархия”). Согласно Е.И. Рерих, “Известно, что произведения искусства имеют в себе дар целительный, и мы имели немало случаев убедиться в этом. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаза открытые, ибо, как сказано: “Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшими произведениями искусства, ибо тьма в нас”.
3. Радость. Согласно Е.И. Рерих, речь идет “не о той бессмысленной телячьей радости, которая заставляет прыгать и скакать и бессознательно дрыгать ногами, но о радости мудрой, о радости от сознания Красоты Бытия”. Или: “Скажут — можно ли говорить о радости сейчас, когда столько горя, ужаса и крови кругом, и такая царит в мире напряженность? Да, не только можно, но и должно… Радость создает вокруг нас особую атмосферу, которая притягивает к нам сердца… Радость гонит от нас всякую тень уныния… Светлая радость, как светильник во мгле… Радость можно сравнить с сильным магнитом, ибо она, именно как магнит притягивает к себе сердца и дает обладателю ее импульс жизни и сопротивляемость всяким неприятностям и препятствиям, тогда как уныние порождает безволие и повергает человека в бездну… Радость дает человеку какие-то особые силы, причины которых еще не установлены наукой. Она наполняет человека каким-то особым светом”.
4. Любовь. Истинная любовь та, согласно Ж.Э., та, которая стремится отдавать, а не брать. Человек, чье сердце наполнено Любовью, является аккумулятором и источником психической энергии. Он отдает без счета, но и получает без меры. “Очень показательно, что психическая энергия возобновляется прежде всего чувством, но не физическим отдыхом… Для укрепления энергии нужен порыв огненный. Никакое рассуждение не дает того огня, который возжигается искрою чувства любви” (”Аум”). 5. Сердце. Сердце человека должно быть зажжено высоким устремлением к Иерархии Света и служению Общему Благу. 6. Устремление. Только неустанные устремления к Свету во всех его проявлениях, лишь самые возвышенные и чистые устремления к самому Высшему и прекрасному будут способствовать развитию психической энергии. Не в прошлое и даже не в настоящее, согласно Ж.Э., должно быть направлено устремление человека, но в будущее. Ибо в будущем заложены возможности всех самых высоких достижений как каждого отдельного человека, так и человечества в целом. 7. Иерархия Света. Источником Сил Неиссякаемых названа она в Ж.Э. Вера, соединенная со знанием о существовании Мира Высшего, о постоянном стремлении Старших Братьев человечества прийти к нам на помощь — есть и будет в будущем для многих и многих понявших неиссякаемым источником высшей психической энергии. 8. Молитва. Молитва, с точки зрения Ж.Э., — это порыв сердца.
Это непосредственное сердечное устремление к Миру Высшему, к Иерархии Светлых Сил. 9. Единение. Единение, согласованный труд, дружеское общение чрезвычайно усиливают приток психической энергии. Эта особенность умножения энергии в коллективе названа в Ж.Э. венцом сотрудничества. “Отрицание коллективного труда есть невежество. Лишь высокая индивидуальность найдет в себе меру собирательных понятий. Пока личность страшится собирательного труда, она еще не индивидуальна, она еще пребывает в удушении самости… Только путем взаимоуважения придем к согласованному труду, иначе говоря, придем к действенному добру. В этом добре зажигается огонь сердца, потому так радостно каждое проявление труда согласного” (”Мир Огненный”). Или: “Единение есть как бы насос пространственной энергии. Люди забывают, что их энергия при сотрудничестве увеличивается в несколько раз… Пусть люди приучатся понимать, что каждое нравственное указание есть и научный совет” (”Мир Огненный”). Пожирателями психической энергии в Ж.Э. называются: Раздражение, Страх, Сомнение, Саможаление, Лень, Неуравновешенность и самое опасное — Самость (комплекс недостатков человека, связанный с концентрацией сознания на собственной личности: эгоизм, себялюбие, тщеславие, самомнение, самовлюбленность, самоуверенность, самовозвеличение, обидчивость, самоумаление, самоуничижение и т.д.). В Агни Йоге сказано: “Придут в храм с вашею молитвой на устах и горе нераспознавшим”.
В книге “Мир Огненный” сказано: “Искусство мышления не следует понимать как оккультное сосредоточение… Лишь высокое качество добросовестности утвердит путь мыслителя”. Согласно истинному смыслу Учения Ж.Э., всем, кто хочет разобраться в самых непростых вопросах, стоит почаще обращаться к письмам самой Е.И. Рерих — Матери Агни Йоги, прошедшей под руководством Великого Учителя огненное крещение, т.е. на личном практическом опыте познавшей особенности тонкого аппарата человека — его психики — и потому особенно хорошо представляющей все те опасности, которыми чревато невежественное экспериментирование с психической энергией и огненными центрами человека. О двух главных опасностях предупреждала людей Е.И. Рерих. 1) Об опасности развития низшего психизма и 2) об опасности одержания: “часто люди смешивают великое чувствознание, являющееся плодом долгих жизненных опытов (многочисленных воплощений) и прекрасных накоплений, с некоторыми видами психизма, выражающимися в более или менее ясных предчувствиях, в снах и в соответствующих сознанию прозрениях и явлениях астрального плана”. Или: “в древней Индии и в Египте ни один прирожденный медиум не мог быть принят в ученики и допущен в Святая Святых храма.
Но в наше время именно люди, имеющие низкие психические явления, считают себя особенно продвинувшимися на Пути. Велико заблуждение! Психизм и истинное духовное развитие идут обратно пропорционально. Сильное проявление психизма задерживает рост духовного развития”. Или: “В жизни нам приходилось часто сталкиваться с психиками, настолько довольствовавшимися своими астральными видениями и посетителями, считая это за высшее достижение, что они теряли всякое устремление к самоусовершенствованию, почитая себя за особо привилегированных и уже все постигших. Это самое страшное, что можно себе представить. Ибо в ту минуту, когда мы признаем себя уже постигшими, мы, истинно, умираем для будущего”. Согласно Е.И. Рерих, “нет ничего опаснее видений из Тонкого мира. Истинно, частичное знание или частичная истина опаснее неведения. Так проявите сострадание, но не увлекайтесь медиумами, и прежде всего не старайтесь видеть в них привилегированных существ… Величайшее заблуждение называть медиумистические способности духовными достижениями. Именно это антипод духовности.
Духовность заключается в высшей триаде, а именно она бездействует у медиумов. Духовность всегда сопровождается уравновешенностью и природной мудростью. Старайтесь распознать проявление медиумизма, который очень развит сейчас. Ведь низший психизм недалек от медиумизма и представляет из себя тоже немалую опасность. Потому так важно всеми силами направлять человечество по пути истинной духовности и закалки характера в жизненных боях”. Но самая большая опасность, согласно Ж.Э., подстерегающая людей, безответственно прикасающихся к явлениям тонкого мира, это одержание. Одержатели, по Ж.Э., — это развоплощенные темные сущности, пребывающие в низших слоях тонкого мира. Согласно Е.И. Рерих, темные “ничего так не желают, как открыть некоторые центры у людей и тем получить доступ к ним, и через них приобщиться к земной жизни для проведения своих темных планов”. Описывая методики “Раджа Йоги”, изначально не предназначавшиеся для массового “потребителя” и активно продаваемые рядом людей, Е.И. Рерих отмечала: “Конечно, многие, прочитав “Раджа Йогу” Вивекананды, считают, что практикование Раджа Йоги вполне возможно.
Но все они упускают из виду, что, выдавая способы раздражения центров посредством удержания дыхания, Вивекананда прежде всего настаивал на полном очищении мышления и сердца, то есть, иначе говоря, на перерождении внутреннего человека, и только тогда допускал эти механические упражнения. Но кто из приступающих к таким, в конце концов, хатха-йогическим упражнениям задумывался над этим основным условием? Раджа Йога без внутреннего перерождения немыслима”. В Учении Ж.Э. прямо сказано, что зазывание, навязывание, миссионерство — недопустимы. Е.И. Рерих так писала по поводу подобных рекомендаций: “Широковещательный выпуск таких руководств в массы я считаю равносильным, нет, хуже открытой продажи ядов на базарах, ибо яд разрушает физическое тело, насилие же над тонкими центрами приводит к смерти духовной”. Е.И. Рерих писала: “Конечно, следует приветствовать каждый научный подход, каждое смелое исследование. Ведь производятся же страшно опасные опыты с неисследованными энергиями, но для этого принимаются все предосторожности, создаются специальные условия, и не только толпы при этом не оповещаются, но даже малосведущие люди не допускаются в такую лабораторию. Почему же здесь, в эту лабораторию, где все тоньше, сложнее и, следовательно, гораздо опаснее, приглашаются к принятию участия в исследованиях все профаны, все духовно неумытые и потому не защищенные?”.
В Учении Ж.Э. сказано: “Время сейчас такое грозное, такое опасное, ибо истинно, последняя битва между Светом и тьмою, потому каждый должен честно и твердо решить, в какие ряды воинов, на какой стороне записывается он. Каждый должен проверить свой духовный багаж и встать на ту или иную сторону. Выбор должен быть сделан, иначе, кроме разложения, ничего не получится. Наш путь, путь указанный всеми подвижниками, путь преображения духовного, путь развития сердца без всяких магий и насильственных приемов. Истинно нет теплого, серединного пути, когда Меч Света разит тьму”. Кто же, кроме него самого, может удержать человека от прыжка в бездну. Согласно духу Учения Ж.Э., как советовала Е.И. Рерих, “прекрасно, если будете выписывать темы из Учения, но делайте это тщательно, без пропусков, из всех книг в строгой последовательности. Также могу предложить Вам еще одну работу, крайне полезную.
Совершенно необходимо составить полный индекс или, как это называется, симфонию всех книг Учения. Конечно, это труд самоотверженный и требующий большого терпения и тщательности… Именно, когда упомянуто не только одно слово, встречающееся на определенных страницах, но и все сочетания его, т.е. когда приведены два-три слова, следующие за ним, указывающие на новую комбинацию его. Подумайте о таком самоотверженном труде и ознакомьтесь с техникой этой работы. Конечно, труд этот может быть разделен с несколькими сотрудниками”. Позже Е.И. Рерих писала: “Путь указан. Предупреждение сделано. Выбор за вами”. См. также Агни-Йога.