не секрет. большинство книг со ссылками приводились мной год назад, вот только народ читает только форум.
Николаева Е. И. 111 баек д л я детских психологов. — СПб.: Питер, 2009.
10:32 3 Октябрь 2012
neft
Гуру
сообщений 9045
17
Байка «А то будет, как в прошлый раз» Есть такой анекдот. Ехали звери в автобусе. Вдруг Заяц закричал: «Звери, кто украл у меня кошелек?» Звери стали перешептываться, но никто не признался. Т о г д а Заяц вновь говорит: «Звери, отдайте кошелек, а то будет, как в прошлый раз». Удивились звери, забеспокоились. Заяц опять требует: «Звери, отдайте кошелек, а т о будет, как в прошлый раз». Т у т Волк встает, подходит к Зайцу, отдает кошелек и спрашивает: «Заяц, а что было в прошлый раз?» — «Что было, — отвечает Заяц ворчливо, — украли и не вернули. Вот то и было». Мораль: иногда в высказываниях других мы видим больше содержания, чем оно реально включает в себя. Комментарий: часто родителей пугают многие детские вопросы, которые, как им кажется, относятся к серьезным взрослым проблемам. Например, ребенок 3 лет спрашивает: «Мама, а откуда я взялся?» Мама в ужасе бросается искать книжки «про э т о » , путано объясняет ребенку то, что он вовсе не намеревался узнать, так как еще не располагает сведениями в данной области. Ребенок отмахивается от ее объяснений и говорит: «А Петя сказал, что он родился в доме, который стоит напротив нашего. А я где?» Прежде чем отвечать, стоит уточнить у малыша, что именно он имеет в виду. Например, можно дополнительно спросить: «А почему тебя э т о заинтересовало?» Тогда взрослому будет понятно, что конкретно ребенок ожидает услышать.
10:32 3 Октябрь 2012
neft
Гуру
сообщений 9045
18
Байка «У него было все» Пожилая мать, жалуясь соседке, рассказывает о черствости своего сына, которому она, воспитывая одна, отдала все. Она с утра до ночи работала, чтобы у него было все, как у всех: и модная одежда, и необходимые вещи, котирующиеся среди молодежи: плеер, компьютер и т. д. Но, став взрослым, сын редко заходит, не интересуется ее здоровьем, иногда принесет что-то к чаю, но при этом совсем не общается. Соседка, болтая с д р у г о й соседкой, завершает свой пересказ сентенцией: «Надо же, такая хорошая женщина, а сын у нее такой ужасный». Собеседница тут же вспомнит аналогичные случаи, когда у всеми уважаемых родителей оказываются дети, весьма неуважительно относящиеся не только к родственникам, но и к окружающим. Мораль: не все так просто, как кажется на первый взгляд. Fallax species rerum (наружность вещей обманчива), как говорили древние римляне. Комментарий: можно на рассказ пожилой женщины посмотреть с другой точки зрения — как все это воспринималось ее сыном в детстве. Мама говорила, что любит, и уходила на работу. Потом она возвращалась, иногда дарила игрушку и вновь уходила, теперь уже на кухню. Ребенок понял, что любить — означает уходить и изредка откупаться подарками. Именно это он воспроизводит, становясь взрослым. Его не научили теплому общению, в котором реализуется потребность быть рядом, касаться друг друга, сообщать т о , что значимо в настоящий момент. Ребенок точь-в-точь воспроизводит то, чему его научили, ни на йоту не отступая от полученного урока.
10:33 3 Октябрь 2012
neft
Гуру
сообщений 9045
19
Байка «Букварь с пеленок», или Обучение чтению до года Одной из самых интригующих современных методик обучения детей можно считать методику Г. Домана по обучению ребенка чтению до года и формированию у него энциклопедических знаний до 2 лет. Г. Доман [14] сразу же после войны, работая нейрохирургом, создал систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Как и многие психофизиологи, он знал, что в мозге есть резервные, не пораженные болезнью клетки, которые могут, особенно у детей до года, взять на себя функции утраченных в связи с болезнью клеток. Мозговые клетки больных детей стали интенсивно стимулировать, заставляя фиксировать взгляд на предметах, которые демонстрировали на д о л и секунды. Эксперимент показал, что эти дети, которые до посещения клиники Г. Домана считались безнадежно больными или умственно отсталыми, не только догоняли своих сверстников, но со временем даже перегоняли их в интеллектуальном развитии. И т о г д а Г. Доман решил применять методику и к з д о ровым детям. В своих исследованиях он опирался на знание того, что мозг человека может либо развиваться, либо деградировать. Он не может не работать. И чем интенсивнее нагрузка, тем интенсивнее развитие. Он подкрепил экспериментально представления Ж. Пиаже о том, что интеллект детей до 2 лет является сенсомоторным [31 ]. Г. Доман доказал, что ребенок при рождении запрограммирован на обучение, поэтому до 3 лет его не нужно мотивировать на обучение. Методики его основаны на особенностях восприятия ребенка в ранний период жизни. Внимание малыша неустойчиво и непроизвольно. Поэтому привлечь его к печатным плакатам, с помощью которых его обучают чтению, можно, только сделав эти плакатики очень яркими и предъявляя их на короткое время. Например, мама показывает семимесячному ребенку плакатик с надписью «мама» несколько секунд, и пока он, привлеченный необычным предметом, невольно его рассматривает, громко произносит слово: «мама». После этого она подкрепляет его интерес кормлением. Затем мама во время следующих кормлений предъявляет другие слова, и постепенно малыш осваивает процесс не буквенного, а образного чтения, при котором узнает предъявленные ранее слова, а не читает. Для приобретения энциклопедических знаний ребенку регулярно предлагаются значимые, с точки зрения родителей, тексты. Например,гуляя с ребенком, мама сообщает ему, когда родился Наполеон и когда была Трафальгарская битва. Вернувшись домой, она демонстрирует малышу картину того или иного художника, называя имя художника и название картины. И в какой-то период времени она включает то или иное музыкальное произведение, которое ребенок прослушивает и запоминает его название и автора. Мораль: безусловно, ребенок может запомнить все, что предлагается ему взрослым (в этом и состоит влияние культуры), но взрослый должен нести ответственность за то, что он предлагает ребенку. Комментарий: подобное освоение знаний не будет способствовать формированию собственной системы мировоззрения ребенка, которая и является основой личностных достижений. Воспринятые вне собственных усилий, без встраивания в схемы индивидуального опыта, на основе системы, выбранной другим, эти данные так и останутся фактами, а не знаниями. Такой ребенок может поразить взрослого описанием места и времени битвы при Трафальгаре, но не сможет обосновать ее причины и последствия. Раннее детство — это не время приобретения книжных знаний, осмысление большей части которых для ребенка невозможно. Это время освоения сенсорного, чувственного и двигательного опыта, который и составит в дальнейшем фундамент, на котором ребенок сможет построить собственную мировоззренческую систему, осмыслив каждый факт и сопоставив его с другими. Психофизиологические особенности детского организма таковы, что ребенок учится на своих ошибках, приобретая все более и более объективную картину мира. Активное развитие его чувственной сферы происходит до 6 лет. Эффективное завершение этого развития способствует не только формированию более высокого интеллекта, но и тех личностных особенностей, которые в дальнейшем составят необходимую основу творчества: инициативность, любознательность, стремление понять суть проблемы, а не просто решить поставленную задачу или пассивно запомнить то, на что указал родитель. Доказано, что у детей, крайне быстро осваивавших чтение по системе Г. Домана, через некоторое время замедлялось развитие.Более того, среди них нет ни одного известного человека, поскольку таким образом обученные люди могут только хорошо воспроизводить, а не создавать знания. Мозг действительно требует получения массы информации до 3 лет. Но это должна быть чувственная, сенсорная и физическая информация, освоение которой доступно ребенку и позволит в дальнейшем самостоятельно познать и любую интеллектуальную. Методика же Г. Домана крайне полезна детям с болезнями нервной системы.
11:09 30 Январь 2013
neft
Гуру
сообщений 9045
20
В мировом фольклоре есть масса удивительных существ, лишь отдаленно похожих на тех, которые известны современной науке: кентавры, лапифы, грифоны и другие. Многие из них, имея незаурядную внешность, не обладают при этом сколько-нибудь выдающимися способностями. Несравнимо больший интерес представляют собой мифические существа, наделенные некими сверхъестественными свойствами, которым ученые находят порой вполне убедительное объяснение.
Илья Муромец и Соловей-разбойник. Русский лубок XIX в.
Тому, что Пегас летает, не удивляются даже дети - ежели коню приделали крылья, ему по штату летать положено. Кентавры - чудесная помесь человека с конем, естественно, шустро скачут по полям и лесам - с четырьмя-то ногами что им стоит пешего обогнать? Русалки плавают, где им вздумается, и вообще живут под водой - на суше с рыбьим хвостом вместо ног им по определению делать нечего. Легендарные персонажи, синтезированные из двух, а порой и трех видов реальных существ, встречаются в мифах многих народов мира и особых вопросов не вызывают. Перенос на образованное народной фантазией существо тех качеств, которые присущи его составляющим - дело обычное.
С причинами появления в мифах единорогов и драконов ученые, в общем, тоже разобрались. По мнению ряда палеонтологов, древние люди могли застать исчезающие виды динозавров, да и скелеты гигантских ящеров позволяли представить ужасных драконов во плоти, во всей их славе и мощи. Утверждение, что прототипом единорога является носорог, никем всерьез не оспаривается, а находка в одном из становищ древних людей черепа бУка с рогами, сросшимися в один, подсказывает, что у мифов о единорогах мог быть и такой источник. Стоит отметить, что в конце прошлого века в одной из американских лабораторий был проведен эксперимент, в результате которого обычного бычка превратили в однорогого благодаря сращиванию не полностью затвердевших роговых отростков. По мнению ученых, операция не представляет особого труда, и древние люди вполне могли проводить ее в ритуальных целях.
Многоголовые, ядовитые и прочие гады
Любопытную смесь тварей представляет собой Лернейская Гидра, с которой пришлось сражаться Гераклу. В отличие от Нимейского Льва, с которым он имел дело во время первого из своих 12 подвигов, только тем и примечательного, что шкура его оказалась прочнее камня, Гидра была смертельно ядовита, а на месте срубленной головы у нее вырастала пара новых. Поистине, воображение древних греков сплавило качества, присущие гадюке, удаву, осьминогу и ящерице, имеющей удивительную способность отращивать новый хвост взамен потерянного, в такого монстра, хуже которого немного отыщется в мировом фольклоре. Не менее удивительным существом является горгона Медуза - существо, голову которого вместо волос украшали ядовитые змеи, а вид обращал в камень все живое. Возможно, тут вновь не обошлось без гадюки, кальмара или осьминога, но вот как быть со свойством превращать живность в камень? Хотя раньше считалось, что змеиный взор тоже способен завораживать и парализовать птиц и маленьких зверьков…
При таком разборе многие удивительные свойства мифических существ оказываются позаимствованными древними сказителями и мифотворца-ми из окружающей жизни. Даже умение легендарных драконов изрыгать пламя с натяжкой можно объяснить способностью некоторых змеи плеваться ядом на расстояние 2-3 метра. Однако есть существа - например сирены - дево-птицы, сладким пением заманивавшие мореплавателей на рифы. Их паранормальные способности решительно не поддаются простому объяснению и побуждают исследователей выдвигать совершенно неожиданные версии.
Исконно русское диво
Чудесных существ нет надобности искать за морем, есть они и в русском фольклоре, едва ли не самым таинственным персонажем которого является Соловей-разбойник. Ученый XIX в. Ф.И. Буслаев писал о нем: «Само имя ” персонажа позволяет представить его и птицей, и человеком. Прямых описаний внешности Соловья былина не дает, его облик раскрывается только в действии, и на протяжении всего сюжета Соловей-разбойник поворачивается к нам то птичьей, то человеческой стороной».
Во-первых, Соловей-разбойник восседает в «гнезде» на дубах, отчего у нас сразу возникает образ гигантской птицы. Во-вторых, завидев Илью Муромца, Соловей пытается погубить его своим смертоносным свистом. Это тоже наводит на мысль о пернатом чудовище. Однако «будучи побежденным богатырем, он как бы сбрасывает с себя нечеловеческие, фантастические формы», - пишет фольклорист Б.Н. Путилов, и в дальнейшем действует как человек, обладающий способностью убивать и калечить свистом.
Образ человека-птицы особой новизной не блещет. Человек, сумевший сделать себе крылья и летать с их помощью, подобно птице, тоже не нов и заставляет вспомнить древнегреческий миф об Икаре и Дедале, а также скандинавское сказание о кузнеце Велунде. Но вот способность калечить и убивать свистом нигде более не встречается, и откуда взялась - непонятно.
Традиционная версия
Проще всего принять версию о том, что былинный Соловей был простым разбойником, в среде которых принято было давать клички. Разбойники частенько устраивали наблюдательные пункты и засады на деревьях, а в 1890 г. газета “Московские ведомости” опубликовала корреспонденцию жителя города Карачева, который писал: «Местные старожилы помещики указывают даже то место, где было расположено “гнездо Соловья-разбойника». И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который, по преданию, сохранился от громадных девяти дубов, около которых жил Соловей-разбойник. Звучит убедительно, но как все же быть со свистом, самой характерной чертой Соловья-разбойника?
Свист разбойника описывается в былине трижды. Сначала о страшных последствиях свиста предупреждают Илью черниговцы, затем Соловей свистит, пытаясь остановить богатыря в лесу, и, наконец, его жертвами становятся киевляне. Последствия свиста всегда разрушительны, однако ученые так и не получили четкого представления о характере его действия.
Сокрушительный свист Соловья
Историк Г.И. Босов, исследовавший язык свиста, которым пользуются для дальней связи многие народы, предположил, что в образе Соловья-разбойника нашли отражение какие-то смутные воспоминания о «свистящих» лесных племенах, некогда живших в муромских лесах. Ученый полагает, что свист, издаваемый представителями этих племен, был слышен на расстоянии до 14 км и у близко стоящего человека вызывал болезненные ощущения. Но каким образом издавали они этот сокрушительный звук?
Возможно, ответ следует искать в инциденте, произошедшем несколько лет назад на Королевских скачках в Лондоне. Во время одного из забегов жокей, уверенно лидирующий в заезде, мчался к финишу. Победа его была очевидна, но тут он внезапно запаниковал и стал хвататься руками за голову. Впоследствии выяснилось, что в эту минуту он ощутил мощный звуковой импульс. Лошадь под ним резко дернулась, и наездник рухнул на землю. Как установила британская полиция, загадочный звук пришел со стороны трибун. Следствие быстро отыскало виновника этого происшествия, а вместе с ним и орудие преступления. Им оказалось сверхновое ультразвуковое оружие, которое было вмонтировано в обыкновенный бинокль. К удивлению полицейских, оно обладало весьма мощным эффектом, а радиус поражения достигал 15 метров.
Так не было ли подобного оружия у Соловья-разбойника и утех «свистящих» племен, о которых писал Г.И. Босов? Создание его можно приписать инопланетянам или выходцам из Атлантиды, но логичнее предположить, что жил во времена оно в муромских лесах некий талантище, сумевший соорудить удивительный прибор, оказавшийся, впрочем, не способным противостоять вооруженному луком и мечом богатырю, во что бы то ни стало пожелавшему проехать к Киеву по запретной дороге…