Есть на сайте в ветке прогнозов обсуждение сказки о солнце, но тут разговор о сказках, а не ведах, ченнелерах и тому подобных кейси.
Байка «Маленький принц и Лис» В сказке А. де Сент-Экзюпери о Маленьком принце есть замечательный момент, когда принц разговаривает с Лисом. Лис спрашивает его о его планете: Лис очень удивился: — На д р у г о й планете? - Д а . — А на той планете есть охотники? — Нет. — Как интересно! А куры есть? — Нет. — Нет в мире совершенства! — вздохнул Лис. Мораль: вне зависимости от наших желаний и стремлений мы не найдем совершенства в реальном мире, как не может его быть и в людях, живущих рядом с нами, да и в нас самих. Комментарий: этот эпизод из сказки может замыкать и цепь позитивных, и цепь грустных размышлений родителей. Он может служить иллюстрацией отношения к реальности и принятия того, что изменить невозможно. Мир устроен не в соответствии с нашими желаниями и придуман не нами. И наши дети, как, впрочем, и мы сами, не являются и не могут быть совершенными. Поэтому мы должны соотносить наши требования к ним с их возможностями. Эпизод хорош тем, что в таком виде не вызывает критики со стороны собеседников, которые в любом другом контексте могли бы доказывать
13:35 17 Сентябрь 2012
neft
Гуру
сообщений 9045
2
возможность предъявления самых высоких требований и к взрослым людям, и к детям. Часто кажется, что у соседей дети лучше слушаются своих родителей и у других меньше проблем, чем у нас. Но это иллюзия.
10:37 19 Сентябрь 2012
neft
Гуру
сообщений 9045
3
Байка «Сказка о Курочке Рябе» Жили-были Д е д и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Д е д бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко упало и разбилось. Д е д плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь, Д е д , не плачь, Баба. Я снесу вам яичко д р у г о е — не золотое, а простое». Попросите родителя рассказать вам эту сказку. Трудно найти человека, который бы ее не знал. Можно начать с вопроса о том, читал ли родитель ребенку эту сказку. Если читал — то пусть перескажет. Если возникнет заминка в рассказе, можно помочь. А когда родитель расскажет всю сказку, стоит задать несколько вопросов. • Дед и Баба хотели разбить яйцо? • Если хотели, то почему плакали? • Почему Д е д и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые? • Что было в яичке, когда оно разбилось? • Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку? • Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий? • Что мы ожидаем от чтения этой сказки? Мораль: часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа. Комментарий: большинство родителей сообщат, что никогда не задумывалась над содержанием сказки. Те же, кто скажет, что
их всегда смущало ее содержание, добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы. Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что, оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения, не доверяем ребенку, например, посоветовавшись с ним по поводу содержания сказки. Ведь можно было просто спросить у ребенка о том, что делают Дед и Баба, почему они плачут? Вполне возможно, что психолог услышит встречный вопрос родителя о том, как можно советоваться с полуторагодовалым ребенком, которому родитель читал сказку? Тогда можно просто спросить, как часто родитель вообще интересуется мнением ребенка? И это само по себе может быть отдельной темой для разговора. Однако если родитель остается в замешательстве относительно предыдущего (то есть психолог четко ухватил контекст бессознательного), то лучше развивать «сказочное» направление дальше, а не подниматься вновь к уровню сознания. Можно сказать, что эту сказку родитель только что пересказал слово в слово, потому что запомнил ее не тогда, когда читал ребенку, а когда ему, еще ребенку, читали ее его родители. Информацию, полученную в раннем возрасте, мы храним всю жизнь и воспринимаем ее без критики, потому что в этом возрасте у нас не развито критическое мышление. Поэтому, читая сказку во взрослом состоянии, мы продолжаем относиться к ней без тени сомнений. Но сказка — только предлог для обсуждения того, что делает родитель, когда читает сказку или другим образом взаимодействует с ребенком. Общаясь ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично. Поэтому, уже будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимых для него людей: «Ты — такой-то или такая-то. Из тебя ничего не получится» или: «Ты вырастешь, будешь много работать и добьешься всего, чего захочешь». Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве.
10:38 19 Сентябрь 2012
neft
Гуру
сообщений 9045
4
Когда мы читаем сказку ребенку, то он реагирует не на нее, а на наше отношение к ней. Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого. К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать. Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры. Тот вариант «Курочки Рябы», который, скорее всего, вспомнит родитель, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский почему-то отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки». При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав про яичко (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо колокольню снес. А крестьяне, узнав про это событие, в разных версиях сказки, повесились или утопились. Что же это за событие, после которого камня на камне не осталось? Скорее всего, такие подробности смутят родителя, поэтому можно продолжить, что повторяющиеся в разных уголках мира события, действия и герои, в них участвующие, К. Юнг [44] назвал архетипами — древними идеями. Они передаются через сказки людям одной культуры. В момент чрезвычайного стресса человек начинает вести себя не так как свойственно его личности, а проявляет общее для данного народа поведение. Если мы учтем, что эта сказка не бытовая, а несущая особенности нашей культуры, то и прочитывать ее можно иначе. Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались. Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, — символ рождения чего-то. Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее. Именно потому Дед и Баба не бегут в ломбард закладывать золотую скорлупку, чтобы потом накупить гору простых яиц. Золото, как и само яичко, здесь — только символ. Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались. А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится. Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить. И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой — Мышь. Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ. Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы. Мышь как архетип — заместитель Бога. И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться. А далее в сказке возникает еще один архетип. Но будет лучше, если психолог не скажет просто, что же это за архетип, а поможет родителю почувствовать его существование. Психолог может сказать ему, что хотел бы доказать существование этого архетипа, а не просто сообщить о нем. Ведь именно для внедрения его в бессознательное каждого ребенка данной культуры и создавалась эта сказка, ради него она и передается из поколения в поколение. Психолог просит родителя на две минуты полностью довериться ему, закрыть глаза, вслушаться в его голос и сопоставить то, что услышит, с тем, что происходит в этот момент в его душе. Если родитель соглашается на такой эксперимент, то психолог медленным четким голосом, подобающим внушению, говорит: «Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка. И вот сейчас этот Некто входит и говорит вам: “С этого мгновения в вашей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового. Только вечное повторение того, что вы уже испытали. Никогда ничего нового. Вечный круговорот уже свершившихся событий”». — Что вы чувствуете? — спрашиваете вы у родителя уже обычным голосом. Очевидно, что он скажет, что либо не поверил вам (худший вариант), либо ему стало страшно, неприятно, плохо (вы добились успеха). Тогда вы говорите, что вот именно сейчас человек почувствовал реальность в себе самом самого главного архетипа, который все люди одной культуры передают друг другу из поколения в поколение, — это архетип Чуда. Мы живем потому, что точно знаем, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо. У каждого оно свое. Но для каждого оно крайне притягательно.
10:47 19 Сентябрь 2012
neft
Гуру
сообщений 9045
5
Есть одно отличие русского архетипа чуда от подобного архетипа других народов (а он есть у всех, так как именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик). Для многих русскоязычных это чудо происходит даром, «на халяву», поскольку многие наши сказки рассказывают, как чудо происходит без всякого усилия с нашей стороны. И вот здесь у психолога появляется возможность поговорить о том, что чудо обязательно произойдет и с ребенком, и с любым другим человеком, но не на халяву, а благодаря совместной работе. Это долгий путь — создание чуда, но весьма эффективный. Если удастся провести с родителем такой мини-тренинг, то в дальнейшем сотрудничество с ним гарантировано.
Так что мы имеем? Бог дал яйцо - и старейшины бились над ним, но поняли, что это такое.Время решения задачи вышло, и бог уничтожил яйцо. Простой народ вознёсся(повесился) или ушёл в подземный мир (утопился). А вот семья уничтожила всю магию и основу существования.
Поп - колокольня - религия и отсчёт времени.
Отец - кузница - инструменты, оружие, магия огня - тип Гефеста.
Мать - квашня - продукты, тип Геи.
Дети - вёдра - вода, тип Меркурия.
Так что нерешение простой задачи даёт уничтожение мира. Такая вот сказка.
А вы думали -она про курицу? А вы хоть раз в жизни слышали, что Артур вытащил меч не из камня, а из наковальни? Вы слышали, что Артур похоронен на дне озера и на могильном камне написано - однажды он вернётся? Могу для желающих выложить сканы старой английской книги с картинками. И мерлин с кругом из 12 рыцарей - классический высший колдовской совет, так что рыцари - скорее боевые маги. Однако, что-то я совсем отклонился от темы.
13:39 20 Сентябрь 2012
neft
Гуру
сообщений 9045
6
Байка «Но ребенок может что-то не уметь?» Это реальность сегодняшнего дня, о которой рассказала одна из слушательниц моего семинара. Идет с у д , на котором решается вопрос о передаче российского д е т домовского ребенка в итальянскую семью (такие процедуры обязательно происходят через с у д ) . Судья через переводчика зачитывает будущему о т ц у т о , чего не умеет д е л а т ь ребенок, которого он берет на воспитание. На лице мужчины не заметно никаких эмоциональных движений. Судья думает, что он не понимает, какого проблемного ребенка берет в семью. Она подходит к мужчине и снова через переводчика объясняет каждый пункт проблем ребенка. И вновь на лице итальянца не отражается ничего. Т о г д а судья начинает медленно зачитывать каждый пункт и глядит в глаза б у д у щ е г о отца, пытаясь удостовериться, что тот понимает, о чем идет речь. Наконец, после ее требований ответить, понимает ли он, насколько болен его ребенок и сколько вещей он не может делать, итальянец обращается к судье с вопросом: «Но ведь ребенок может что-то не уметь?». Мораль: ребенок может не уметь что-то делать. Комментарий: в нашей стране, как только мама с новорожденным попадает в поликлинику, участковый врач тут же сообщает ей, что должен ее ребенок уметь делать, иметь и т. п. в возрасте одного, двух месяцев и т. д. Любая российская мать находится под постоянным прессом внешнего наблюдения: насколько ее ребенок соответствует ожиданиям социума. И если не соответствует, то это знание тяжким грузом чувства вины ложится и на ее плечи,
и со временем на плечи ребенка. Но во всем мире ситуация другая. Каждый ребенок может (и имеет полное право!!!) что-то не уметь. Более того, даже если в силу тех или иных физических и психических данных он никогда не сможет что-то освоить, это не будет ставиться в вину ни ему, ни его родителям. Многие мамы нашей страны чувствуют вину за проблемы своего ребенка, связанные с его физическими и психическими возможностями. Именно поэтому у нас на улицах так мало детей с проблемами в развитии. Любой недобрый взгляд весьма агрессивного окружения мамы воспринимают как критику в свой адрес, и их переполняет чувство и некомпетентности как родителя, и неполноценности как человека. У каждого ребенка свои возможности в освоении окружающего мира и особенно в усвоении школьных знаний (объем и качество которых на данном этапе развития общества не обоснованы научно). Нужно поощрять ребенка в его движении вперед, но скорость в постижении конкретных вещей у каждого будет своей и в своей уникальности единственно возможной для него.
13:40 20 Сентябрь 2012
neft
Гуру
сообщений 9045
7
Байка «Все свое ношу с собой» Это крылатое выражение берет свое начало в истории Древней Греции. Когда-то, когда на город Приену шла армия персидского царя Кира, все жители хватали максимальное количество пожиток. Кто-то из бегущих увидел одного из семи великих мудрецов — ф и лософа Бианта, который шел без всякой ноши. На вопрос, почему тот ничего с собой не взял, он ответил этой знаменитой фразой. Он имел в виду, что самое главное — его голова — с ним, а все остальное — наживное. Сейчас большая часть людей употребляет фразу в обратном значении, демонстрируя массу взятых с собой вещей. Мораль: мы часто глубокомысленно говорим о том, чего не знаем, и судим о том, в чем плохо разбираемся. Комментарий: такой пассаж в разговоре, когда вы объясняете смысл выражения, подтверждающий неумение говорящего пользоваться фразой, может помочь остановить абсолютно уверенного в себе человека, не дающего психологу направить беседу в нужное русло. Особенно это полезно при разговоре с родителями, которые считают, что абсолютно точно знают, что необходимо их ребенку.
13:49 21 Сентябрь 2012
neft
Гуру
сообщений 9045
8
«Русская народная сказка “Три медведя”» Мама (папа) рассказывает сыну (дочке) русскую народную сказку о том, как Маша пришла к медведям, сломала стул, съела еду, испортила постель и убежала. Родитель всем своим рассказом, голосом, мимикой и жестами подтверждает: девочка — хорошая, а медведи — плохие. Но почему-то в другом контексте, когда он (она) узнает, что некто приходил к ним на дачу и поступил примерно так же, как и Маша по отношению к медведям, то удивляется. Родитель возмущается тому, как современные люди плохо относятся к чужому добру. Почему-то родитель не связывает свое воздействие (и воздействие многих других матерей и отцов на детей во время прочтения сказки) с результатом, который разворачивается не в сказочной плоскости, а в реальной жизни. Мораль: родитель должен соотносить свои действия с тем, какое влияние они окажут на ребенка. Комментарий: многие родители полагают, что чтение сказок отражается лишь на способности ребенка понимать написанное слово Но мы уже говорили о том, что в русской традиции (как и во многих других культурах) именно печатное слово носит символический характер, а значит, прочитанное в детстве может воспроизводиться во взрослом поведении. Если родитель спокойно пропускает тот факт, что Маша пренебрегает представлением о частной собственности и весьма легко относится к чужому добру, то ребенок, вырастая, будет помнить, что к чужим вещам можно относиться легко, что бы родитель ни говорил потом о частной собственности. Закончив чтение сказки, родитель может обсудить ее с ребенком. Например, он может сказать, что, возможно, Маше стоит вернуться к медведям, извиниться и попытаться возместить ущерб.
14:53 21 Сентябрь 2012
Sinegorie
Старожил
сообщений 3142
9
neft
Отличная Тема!
10:53 24 Сентябрь 2012
neft
Гуру
сообщений 9045
10
Байка «Анекдот о муравьях и слоне» Два муравья увидели слона. Один говорит: — Смотри, сколько мяса! — Так-то оно так, — отвечает второй, — да как мы его дотащим? — Главное — завалить, а потом ногами затопчем. Мораль: мы часто не осознаем величины проблемы, которую нам предстоит решить. Комментарий: психология «шапкозакидательства» описана во многих художественных произведениях. Часто именно недооценка предстоящей работы ведет к неверной постановке цели. В детской психологии этот вопрос обычно связан с тем, что каждый из родителей полагает, что сможет изменить свою вторую половину. Чрезмерный энтузиазм в этом направлении может даже привести к разрыву семейных отношений.
9:13 25 Сентябрь 2012
neft
Гуру
сообщений 9045
11
Байка «Длинный мамин хвост» Харлоу X. Ф.,который пытался понять поведение людей, исследуя повадки обезьян, однажды провел такой эксперимент. Он сделал два проволочных макета обезьян, которые стали суррогатными матерями двум новорожденным обезьянкам, никогда не видевшим собственных матерей. У одной такой проволочной матери (у каждой из них была вставлена бутылочка с соской и молоком где-то в районе середины тела) был длинный веревочный хвост, а у другой — короткий. Детеныши исследовали мир, держась за хвосты своих «матерей ». Оказалось, что тот детеныш, который держался за длинный хвост, имел более высокий интеллект и был более адаптивен, чем тот, который держался за короткий хвост, а наиболее выраженным чувством при встрече с новым второго малыша был страх. Мораль: чем длиннее юбка, за которую держится ребенок, тем выше его интеллект, тем более он адаптивен в жизни. Комментарий: многие мамы крайне тревожны, что подкрепляется вполне объективными фактами, которые в достаточном количестве ежедневно предоставляются средствами массовой информации. Эти мамы крайне плотно опекают детей, провожая их в школу и встречая из школы весь период пребывания ребенка в младших классах. В дошкольный же период они зорко наблюдают за перемещением малыша, часто не отходя от него ни на шаг. Но дети нуждаются в самостоятельном освоении мира. Мамы могут хотя бы сесть на скамеечку, пока дети бегают вокруг них. Кстати, чем более спокойна мама, тем увереннее малыш возвращается к ней после пребывания на некотором расстоянии от нее. Мне знакомы дети, которым стыдно, что их в четвертом классе приводят в школу и забирают бабушки или мамы, лишая самостоятельности и возможности почувствовать себя взрослыми, как это делают их «менее счастливые» одноклассники, мамы и бабушки которых не могут потратить столько времени на свое чадо.Эти дети, возможно, имеют более высокий академический интеллект (поскольку и домашние задания они делают с родителями), но их возможности адаптироваться в социуме, что и составляет социальный интеллект (необходимая база для высоких достижений в обществе), существенно снижены. Более того, чем позднее им предоставляется самостоятельность, тем большие ошибки они совершают. Я до сих пор помню, как мама разрешила мне впервые самой вернуться из детского сада (это было перед школой). Я зашла по пути домой к подружке и пробыла у нее около часа, которые моя мама запомнила на всю жизнь. Когда я наконец пришла, меня не наказали. Однако вид моей мамы позволил мне осознать, что произошло. С тех пор я никогда не заходила куда-то, не оговорив это предварительно с мамой. Пятиклассник же, который ни разу не шел домой один, может заглянуть не только к другу, но и в такое место, о котором трудно догадаться родителям, поскольку они никогда не интересовались предпочтениями ребенка, а всегда воплощали в жизнь собственные представления. Ребенку необходимо дать четкие инструкции о том, как вести себя в тех ситуациях, когда подходят незнакомые или малознакомые взрослые. Опыт показывает, что даже пребывание сильного папы рядом не может уберечь ребенка от нападения агрессивно настроенных незнакомцев. Но умение ориентироваться в ситуации может помочь ребенку и укрепит его самостоятельность и уверенность в себе.
9:14 25 Сентябрь 2012
neft
Гуру
сообщений 9045
12
Байка «Детские сказки-страшилки» Кто не слышал специфических сказок, которые шепотом рассказывают д р у г д р у г у дети? Они как две капли воды похожи одна на д р у гую: всюду есть запрет и нарушение его детьми, за которые потом расплачивается вся семья. Например, типичная страшилка. «Мама велела детям купить мыло. Однако “земляничное” просила не покупать. Дети пришли в мага-зин, вспомнили про “земляничное” мыло и купили его. А вечером шторы на окнах превратились в страшные зеленые руки (даже сейчас, через много лет, когда я пишу эти строки, на моих руках появляются мурашки). Они окутали каждого члена семьи и задушили всех». Рассказывается это, с позволения сказать, литературное произведение обычно перед сном, в детской компании. У слушателей волосы встают дыбом. И молчание д о л г о не нарушается, поскольку каждый из д е т е й легко представляет себя в такой роли. Мораль: детский фольклор взывает к взрослым. Он несет определенную информацию, которая может быть полезной для понимания детского восприятия. Комментарий: особенностью детского восприятия является то, что дети не слышат частицу «не». В данном случае они запоминают что-то про «земляничное» мыло. А потому и покупают его. Но в реальности бывают более трагичные ситуации: родители говорят, что дорогу нельзя переходить в неположенном месте. Ребенку приходится долго перебирать неположенные места, и очень хорошо, если при этом переборе ничего не случится. Родитель в общении с ребенком должен произносить инструкцию в положительном ключе: «Переходи дорогу по пешеходному переходу». Инструкция четкая и недвусмысленная. Весьма часто дети попадают в сложные ситуации именно по причине полученной ими неадекватной инструкции. Каждый раз, когда родитель говорит ребенку: «Не делай то-то», — он сообщает о том, что не хочет, чтобы ребенок что-то совершал, но ничего не упоминает о том, что нужно и как правильно делать. Поэтому лучше сразу говорить, что ожидается от ребенка. Например, вместо: «Не разговаривай в школе» лучше сказать: «Выслушай внимательно, что говорит учительница, а потом перескажешь. Мне будет очень интересно». Вместо: «Не дерись с Васей» лучше сказать: «Попробуй поиграть с Васей с твоей новой машинкой». Стоит прислушаться к тому, что мы говорим, чтобы понять, почему ребенок так упорен в своем поведении.
9:19 25 Сентябрь 2012
neft
Гуру
сообщений 9045
13
Байка «Сказка про Красную Шапочку» Попросите родителя или группу родителей (при этом каждый из них рассказывает только одно предложение) пересказать сказку про Красную Шапочку так, как они помнят ее с детства. Во время рассказа просто задавайте некоторые вопросы. Жила-была девочка, и звали ее Красная Шапочка. Бабушка (по д р у гой версии — Мама) связала (сшила) девочке замечательный головной убор. Она выглядела в нем очень привлекательно и никогда не снимала, потому ее и прозвали Красная Шапочка. Вот Бабушка заболела, и Мама отправила девочку ее навестить. (Можно спросить рассказывающего: «Как узнали, что Бабушка заболела? Сорока на хвосте принесла? У них был мобильный телефон? А может, просто Мама решила, что пора навестить?». Можно согласиться с любой версией рассказчиков, потому что важно не содержание, а сам факт осознания ими того, что сказка запомнилась автоматически и совсем не продумана). Мама напекла пирожков, положила их в корзинку, туда же поместила горшочек с маслом, и девочка отправилась в лес. (Здесь можно спросить: «А мама знала, что в л е с у есть Волк?». Если возникнет замешательство, то можно напомнить, что она сказала девочке: «В лесу с Волком не разговаривай». Здесь уместно спросить, как поступил бы тот, кто участвует в пересказе: отправил бы он свою маленькую хорошенькую дочку в лес, если бы знал, что там есть волк? Стоит выслушать все комментарии, а заодно спросить, зачем родители рассказывают эту сказку, если сами так поступать не будут? Не кажется ли им поведение Матери несколько странным?) Далее девочка идет в лес, по дороге собирает цветы и поет песни. (Ваш комментарий в этот момент: «Чем отличается красная шапочка от д р у г о й шапочки?». Вы подводите аудиторию к мысли, что красный цвет — контрастный по отношению к зеленому, а потому он особенно хорошо выделяется на фоне зелени. Ведь если бы девочка была одета в камуфляжную шапочку, она не встретила бы Волка и сказки бы не было. Не правда ли странно, что все направлено на привлечение внимания Волка: и цвет шапочки, и запахи из корзинки, и песни и все, что девочка делает?) Наконец девочка встречает Волка и заговаривает с ним. Она сообщает ему д о р о г у к Бабушке, а д а л е е не она решает, как ей идти (нарушена инструкция матери, поскольку девочка не слышала частицы «не»), а ее направляет Волк. Он бежит по короткой дороге, она идет по длинной.
Волк подбегает к дому Бабушки, выясняет, изменив голос, как открывается дверь, дергает за веревочку, дверь отворяется, он съедает Бабушку. Затем он надевает одежду Бабушки. (Можно ненароком спросить, откуда он ее взял: сначала Бабушку раздел, а потом съел, или сначала съел, а потом вытащил одежду изо рта? Но можно согласиться и с версией, что в шкафу был дополнительный комплект, возможно, заранее подготовленный к случаю. Своими вопросами вы вызываете все больше и больше сомнений в необходимости читать эту сказку маленьким детям.) Затем входит девочка, и в сказке говорится, что она «прилегла на постель». (Можно спросить у родителей, как часто они ложатся на постель к больной бабушке и рекомендуют ли такое поведение своим детям? Ответы следует просто внимательно выслушать. Родители, уже подготовленные предыдущими вопросами, все более и более внимательно относятся к пересказываемому тексту. Т у т же можно спросить, почему Волк Бабушку съел сразу, а внучку — нет?) Наконец Волк проглатывает девочку. Далее по тексту: «На шум пришли Дровосеки». (И вновь можно спросить, что за шум они могли услышать? Девочка не могла кричать, так как Волк проглотил ее одним махом. Может, Дровосеки заранее были приглашены и ждали случая?) Они вошли, распороли Волку живот. Из него вышли Бабушка и внучка, обе живые и невредимые. И тогда Бабушка, которая только что была больной, отправилась за камнями. Они набили ими Волку живот, а у нежной Красной Шапочки случайно нашлась иголка, которой они его и зашили. (Здесь можно дополнить, что в первоначальном варианте сказки Ш. Перро было окончание, в котором он просил девушек не гулять там, где часто встречаются юноши. Эта сказка была создана им тогда, когда во Франции было принято рассказывать молодым девушкам фривольные миниатюры. Именно поэтому в ней при всех усилиях редакторов всегда остается некий оттенок сексуальности. Наконец, можно спросить, хотят ли теперь родители рассказывать эту сказку своим детям?) Мораль: сказка может н е с т и д о п о л н и т е л ь н у ю и н ф о р м а ц и ю ребенку, о к о т о р о й не подозревает р о д и т е л ь .
Комментарий: анализ этой сказки провел американский псих о а н а л и т и к Э. Б е р н. Э т о он у в и д е л в ней нестыковки, т о г д а как множество р о д и т е л и не замечают э т и х п о д в о д н ы х камней. Мы у ж е г о в о р и л и ранее, ч т о и н ф о р м а ц и ю , п о л у ч е н н у ю д о 5 л е т , ч е л о век не подвергает критике, а п о т о м у из п о к о л е н и я в п о к о л е н и е эта сказка передается без о б с у ж д е н и я м е ж д у детьми и р о д и т е л я м и .Согласно Э. Берну, все участники событий устроили Волку ловушку. У Красной Шапочки в данной сказке нет ни папы, ни дедушки, то есть у Мамы и Бабушки не было супругов. К пониманию сложившейся ситуации и хотят подвести девочку ее самые близкие родственницы. Если мужчине регулярно устраивать ловушки и набивать живот камнями, то в конце концов он предпочтет уйти в более спокойное место. Все герои данной сказки делают одно, а говорят — другое. Берн такое взаимодействие назвал Игрой, а данный вариант игры — «Чужая вина» (с большой буквы мы пишем некоторые имена и названия не потому, что они должны по правилам написания быть с заглавной, но потому, что это — символы). Суть игрового взаимодействия в данном случае состоит в том, что поведение девочки провоцирует Волка на агрессивное поведение, но окружающие и она сама уверены, что во всем виноват только Волк. Вовсе не факт, что чтение сказки приведет к подобному поведению ребенка. Мы уже говорили, что важна не сказка, а отношение к ней того, кто ее читает. Если родитель в конце сказки поговорит с ребенком о поведении Красной Шапочки, спросит о том, как можно, не привлекая внимания Волка, пройти к Бабушке, и напомнит о том, как нужно вести себя с незнакомыми людьми (здесь родитель не говорит о том, что не нужно с ним разговаривать, поскольку, как мы уже знаем, ребенок не слышит частицы «не», а четко обговаривает каждую ситуацию), то сказка даст только положительный эффект. Ребенок, выслушавший ее и обсудивший с родителем, будет предупрежден и вооружен новым знанием. Важный момент, который нужно иметь в виду при чтении детям сказок и мифов: они теряют свою архетипическую значимость, как только мы начинаем задавать вопросы. Любая сказка сразу же превращается в быль, а тот символический компонент, который она несла, утрачивает свою актуальность.
Рекомендовано к прочтению
16:01 26 Сентябрь 2012
neft
Гуру
сообщений 9045
14
Байка «Перед кабинетом врача» Однажды в детской поликлинике я стояла со своим младшим сыном в очереди к врачу. Нам пришлось стать очевидцами одной удивительной сцены. Перед кабинетом окулиста стояла мама с трехлетним малышом, который, по-видимому, был уже достаточно обременен знаниями о том, что происходит в кабинетах, поскольку они, посещая череду врачей, получали направление в детский сад. Малыш тихонько подвывал, иногда всхлипывая. Мама, которая устала уговаривать ребенка, выглядела очень возбужденной. И вот, чтобы успокоить малыша, уже не контролируя себя, она говорит: «Да он ничего тебе не сделает. Только глазки выколет». С этого мгновения хныканье перешло в рев. К счастью, они вошли в кабинет, и что было дальше, я не знаю. Мораль: в состоянии усталости или возбуждения мы можем внушить ребенку не полезные посылы, а наши собственные потаенные страхи. Комментарий: когда родитель сам боится врачей, ребенок тоже будет их бояться. Стремясь предотвратить негативную реакцию ребенка на боль, родитель скрывает от него то, что процедура будет неприятной. А потому ребенок перестает доверять и докторам, и родителям. Тогда, попадая в детскую поликлинику, он в неведении полностью подчиняется своему страху, который, в свою очередь, усиливает страх родителя перед врачами, и круг замыкается. Чтобы не возникало такой связи, перед первым посещением доктора нужно подготовить ребенка и последовательно рассказать ему все процедуры, которые он будет проходить. Если родитель точно не знает, что произойдет, можно проиграть разные варианты или просто спросить врача уже в кабинете, что он планирует делать. Например, перед посещением зубного врача следует сказать, что врач возьмет блестящую металлическую палочку, и когда она окажется во рту у ребенка, он почувствует холодок. Далее родитель расписывает все, но не упоминает слово «боль». Он перечисляет все ощущения. Можно, например, взять чайную металлическую ложку и провести ею по внутренней поверхности ротовой полости. И тогда ребенок, следуя узнаваемости ощущений, будет доверять и родителю, и врачу. Боль же чаще всего возникает от страха.Очень важно родителю контролировать и собственные чувства и слова. Для этого перед посещением врача мама может сначала все пересказать папе (или, наоборот, папа — маме), чтобы внезапные собственные страхи родителя не передались ребенку.