Методика диффференцированных функциональных состояний (ДФС), или, проще говоря, методика психоэнергетического резонанса, построена на структурировании тех смутных, вначале мало ощущаемых элементов восприятия, которые связаны с такими понятиями, как ЭНЕРГИЯ, СУБСЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА.
Каким образом формируется эта методика? Наше глубокое убеждение состоит в том, что конечным продуктом любой системы саморегуляции являются изменения, происходящие в Я-концепции, и с достаточно большой вероятностью по анализу этих изменений можно сказать, по методике какого типа вы занимались. Поэтому мы сознательно идем от такой задачи: что нужно ввести в Я-концепцию, чтобы получить возможность управлять структурой эмоционально-чувственного, психоэнергетического восприятия? Решение этой задачи потребовало использовать идею инструментальной составляющей Я-концепции.
Эта идея, выраженная через различные описания, родилась тысячи лет назад. Понятия триединства тело-душа-дух или древнекитайская система трех котлов, деление энергии по принципу “земля, человек, небо”. Трехчленное деление существует во всех культурах издревле, везде выделяются три основные формы, по которым можно классифицировать человеческую активность:
активность, в основном мышечная, физическая, витальная
активность, в основном эмоциональная, чувственная
активность, в основном когнитивная, ментальная
Для того, чтобы решить свои задачи именно в области психоэнергетики, прежде всего следует ввести так называемую инструментальную составляющую, т.е. ввести в свою Я-концепцию понятие об инструменте, об отношении: тело, как инструмент, психоэмоциональная сфера, как инструмент, сознание, как инструмент. Имея в виду ту часть общих отношений с телом, с психоэмоциональной сферой, с сознанием, о которой можно сказать: “Этим я умею делать то и то”. Допустим, я умею думать тремя способами, или я умею активизировать память в таком-то объеме, или я умею считать со скоростью компьютера - это все характеристики моего сознания, как инструмента. Т.е. инструментальные характеристики, сведенные воедино. Почему это важно? Потому что, когда мы говорим о трех основных видах активности, это не тоже самое, что говорить об инструментах. Все три формы активности (доминирование витальной, чувственной или ментальной активности) могут быть присущи каждому из трех инструментов.
Такой подход давно существует в духовных традициях. Достаточно похоже он описан у Успенского в рассказах о системе Гурджиева, как психотехнической традиции. Тут ничего нового нет. Речь идет о том, что с помощью специальных упражнений и осознавания создается инструментальная установка, т.е. выясняется, к примеру, что человек может делать с помощью психоэнергетики. Есть ли у него что-нибудь инструментальное в этой области? Это исходная позиция, наш изначальный подход. Идея такого подхода принадлежит Борису Тираспольскому. Далее мы предлагаем специальный язык. В данном случае именно язык является ключевым моментом, потому что для того, чтобы оформить все свои смутные переживания типа: “что-то ощущаю”, “жжет”, “покалывает”, “кажется”, “чувствую что-то”, “чудится” - в области психоэнергетической сферы нужен специальный язык. Язык этот очень простой.
Доминирование той или иной формы активности обозначается словом “уровень” и закодирован следующим образом:
Уровень 1 - это активность с доминированием витального начала,
Уровень 2 - это активность с доминированием психоэмоционального начала,
Уровень 3 - это активность с доминированием когнитивной, интеллектуальной сферы,
Уровень 4 - это такая работа психоэнергетического инструмента, при котором все эти уровни активности представлены равнозначно и в “унисон”.
Далее вводится понятия о ритмах. Что имеется в виду под ритмом? Под ритмом имеется в виду характеристика восприятия среды, на которую направлена активность. Это главный отличительный момент этой методики. Здесь в языке учтено, что состояние - функциональное, психоэмоциональное, психо-энергетическое - формируется не только в зависимости от форм активности, но и в зависимости от того, на какую среду направлена эта активность и как эта среда воспринимается.
Происхождение этого понятия берет начало от понятия “темпо-ритм”, имеющегося в актерской профессии. В понятии “ритм” закодировано определенное восприятие среды, доминирование определенного восприятия и переживание чувства включенности в эту среду, потому что, активность обязательно сопровождается чувством включенности в среду.
Таким образом, у нас получилось 4 ритма, 4 способа резонирования.
Ритм А - восприятие среды, как континуальной, расширяющейся сферы, ритм бесконечного.
Ритм В - ритм живого, волн, поток.
Ритм С - восприятие среды, как дискретной, множество дискретных объектов, символ - импульс.
Ритм D - восприятие среды, как деструктивной разрушающейся, хаотической.
Вот такие 4 варианта. Таким образом возможны 16 сочетаний, 16 слов, 16 кодовых обозначений для 16 функциональных состояний. Вокруг этого во время учебных занятий постепенно формируется семантическое поле, которое позволяет потом это восприятие активизировать.
Практика показывает, а мы уже обучили несколько тысяч человек, что язык этот осваивается легко, что код краткий, семантическое поле образуется достаточно прочно, но только языка не достаточно. Почему? Потому что для того, чтобы пользоваться инструментом, он должен иметь какую-то форму. Значит, следующая проблема - проблема формы, конструкции инструмента, тем более такого не совсем обычного инструмента, как психоэнергетика. Для этого необходимо использовать некий архетипический образ. Образ обязательно должен быть архетипическим, т.е. непроизвольно пробуждать определенный объем глубинных ассоциативных рядов, глубинных семантических полей, чтобы человек вовлекался как можно более полно.
Мы используем архетипический образ огненного цветка. Подобная конструкция под названием “золотой цветок” используется в одной китайской психотехнической системе. Она преследует несколько иные цели, чем мы, но аналогия такая имеется. Почему цветок огненный? Это очень сложно объяснить коротко, к этому архетипу нас привел долгий путь постижения. Но, поскольку на сегодняшний день это прошло экспериментальную и практическую проверку, то можно просто сказать, что именно такой образ, как “огонь”, “огненная энергия”, позволяет решить две задачи:
Управлять психоэмоциональной сферой, психоэнергетическим тонусом,
Не усиливать при этом местного кровообращения, в отличии от аутогенной тренировки, где как известно, рабочим моментом является чувство тепла (просто горячо, тепло, мои мышцы расслабляются) и при этом происходит прилив крови в то место, на которое направлено внушение.
Процесс горения не чужд человеческому организму, поскольку в нем происходят процессы окисленияя, а окисление - это и есть горение в определенном смысле. Есть и другие ассоциации, т.е. образуется большое смысловое поле.
Что может способствовать освоению ощущений, которые даны в инструкции?
Помогает перцовый пластырь и, вообще, то жжение, которое дает перец на коже. Но лучше всего солнечный свет, то жжение, которое дает интенсивный солнечный свет - это абсолютно точное ощущение. Собственно говоря, реальность физических ощущений - это одна из главных проблем в процессе обучения.
Точная формула, которую мы используем в инструкции - огненная энергия.
Нужно уметь сосредоточиться на инструкции. Инструкция к упражнению и схемы, подробно изображающие это, есть в книге “Наедине с Миром”. Но выполнение таких упражнений без инструкторов, имеющих специальную подготовку - рискованно, т.к. всегда требуется индивидуальная коррекция, у каждого практикующего процесс идет индивидуально и могут возникнуть побочные ощущения, тогда нужно уметь грамотно объяснить их природу, что и как делать с этим.
Путешествие по состояниям
1А - Движения становятся более широкими, размашистыми, словно растянутыми по пространству. Хочется заглянуть во все углы. Появляется какая-то торжественность, замедленность. Состояние больше способствует мечтам, размышлениям, чем действиям.
1B - Это состояние повышает интерес ко всему живому, к природе, способствует отдыху и расслаблению, хорошему аппетиту. Располагает к монотонной, длительной физической нагрузке (например, продолжительной ходьбе). Но очень трудно сосредоточиться на умственной деятельности. Появляется страх перед гудящими, стучащими механизмами, их существование кажется непонятным и противоестественным.
1C - При переходе в это состояние страха перед механизмами нет. Напротив, восхищает мощь и сила машин. Во всем гудящем и стучащем слышен четкий ритм, под который можно подстроиться. Содействует любой физической деятельности, требующей ритма: спортивным играм, уборке квартиры, стирке, ходьбе и т.п. Но через некоторое время появляется желание сменить занятие.
1D - В этом состоянии ничего не хочется делать, деятельность вызывает раздражение, появляется внутренняя ворчливость, нет чувства удовлетворения от результатов работы, она кажется бесперспективной. У окружающих возникает реакция избегания, срабатывает механизм защиты: смех, переход в состояние 2C.
2А - Увеличивается глубина эмоциональных переживаний, их активность, диапазон. Широкие жесты, смена настроений, при которых легко обидеться или рассмеяться. Все заботы кажутся мелкими, недостойными внимания. Работа выполняется медленно, с ощущением ее огромной важности. Окружающими поведение воспринимается как эксцентричное. Расширяется вокальный диапазон.
2B - Состояние воспринимается окружающими как расположение к общению: все обращаются с вопросами, за советами. Со своей стороны, хочется всем помочь наладить отношения, урегулировать конфликты. Общение с человеком носит цельный характер, нельзя остановиться на полуслове, нужно все досказать, дообъяснить. Желание двигаться очень слабое, да и труднее выполнять всякую физическую работу- куда приятнее общаться с людьми.
2C - Суетливость, смена тем в разговоре, из-за чего внимание перескакивает на другие объекты, на другую деятельность, часты мелкие ошибки в работе, недоделки. Чувство целого не так выражено, как в ритме B, все работы равнозначны. Так же, как происходит переключение на общение с другим человеком, легко сменяется и настроение. Субъективно воспринимается как постоянное внутреннее беспокойство. Ходьба быстрая, неровная. Те, кто живет в ритме B, воспринимаются спящими на ходу, вызывают раздражение, хочется заставить их двигаться быстрее.
2D - Душевная боль, горе, обиды. Окружение воспринимается предвзято, враждебно. Злость на людей, невозможность выполнять работу, требующую терпения, раздражительность, повышенная обидчивость, слезливость. У окружающих - реакция избегания.
3А - Состояние восторженности, в котором расширяются границы принятия Мира, людей, себя. Расширение видимого поля (как при состоянии деконцентрации внимания).
3B - Постоянная внутренняя серьезность, в голове - бесконечные мысли, кажется, что всю работу выполняешь головой. К еде очень слабый интерес, употребление пищи небольшими дозами. Реакция, по сравнению с ритмом C, замедленная. Хорошее состояние для размышлений.
3C - Ясная и четкая мысль, умственная деятельность, связанная с расчетами, вычислениями, поиском информации, осуществляется очень быстро. При выполнении любой работы постоянное вычисление оптимальных вариантов, легко переходить от одной работы к другой.
3D - Состояние отупения, необъяснимое упрямство, зацикливание на одной мысли (типа: не хочу, и все). Нарушается логика мышления, творчески думать невозможно, не хочется ничего анализировать, в голове ощущение тяжести, давления. Хочется заплакать, и это приносит облегчение.
4А - Жизнеутверждение, гимн жизни во всем ее многообразии, с ее радостью и болью, ощущение глубины, безграничности Мира. Мысли чаще не в виде слов, а в форме образов.
4B - Внутренний покой, ощущение слитности с живой природой, для восприятия характерно качество целостности, окружающими оценивается, как мудрое. В этом состоянии не хочется говорить о мелочах, но хочется размышлять; легко устанавливать контакты с людьми.
4C - Внутренняя собранность, целеустремленность, уверенность в своих действиях. Ничто не отвлекает, окружающие стараются не мешать. Продуктивное состояние для реализации целевой программы умственной деятельности, связанной с вычислениями, физической работой. Движения четкие и скоординированные.
4D - Печальная торжественность. Или гнев. Смерть, как рождение.
Карта древних (Классификация состояний)
В древних источниках и системах психорегуляции возникали попытки классифицировать различные состояния, которые человек переживал, ибо тогда уже было подмечено, что эти состояния отличаются другим отношением и к себе, и к объективной реальности.
Можно говорить о существовании карты психического развития, карты психотехники. Она выглядит так:
III уровень
реальности Тело просветления (1 центр)
Причинное тело (12 центров) целостность
этого
пространства
состояний
есть
воплощенный
Абсолют
II уровень
реальности Ментальное тело (9 центров)
Астральное тело (7 центров)
Витальное тело (5 центров)
I уровень
реальности Огненное тело (3 центра)
Физическое тело (1 центр)
На “первом уровне реальности” есть физическое тело как объект с одним энергетическим центром и огненное тело с тремя энергетическими центрами.
Физическое тело. В зависимости от того, с помощью каких средств мы смотрим на тело человека, у нас есть разные его образы (от электронного облака до того, что мы обычно понимаем под телом). Древние в своих системах решили эту задачу просто: физическое тело имеет один энергетический центр, и знак этого тела - минус бесконечность. Создав концепцию “тело в теле”, они этим самым позволили, меняя состояния, сохранять привязанность к физическому телу.
Огненное тело. Имеет 3 центра (1, 2, 3). Огненное и физическое тела находятся на I уровне реальности и могут восприниматься всеми, так как являются доступными для наших органов чувств.
Существовало представление, что тот, кто разовьет в себе способность соединять в одно целое три центра, станет неуязвимым на I уровне реальности. Один из путей к этому - в освобождении от своей доминанты и переход к доминированию состояния четыре.
Второй уровень реальности доступен лишь для более “тонкого” восприятия и знаменует собой определенную ступень психического развития, когда человек в качестве целого уже может охватить нечто обычно неосознаваемое. На II уровне реальности есть витальное, астральное и ментальное тела.
Витальное тело мы можем получить, развив 1-ый центр огненного тела. Витальное тело имеет 5 энергетических центров, и здесь ставится аналогичная предыдущей задача: развив эти 5 центров, соединить их в целое и объединить с I уровнем реальности.
Астральное тело можно получить, развив 2-ой центр огненного тела. Оно имеет 7 энергетических центров. Развитие здесь выглядит так: сначала развивается 2-ой центр, на базе этого получаем 7 центров астрального тела, а далее - интеграция их в одно целое и соединение с I уровнем реальности.
Ментальное тело получаем при развитии 3-го центра огненного тела. Оно имеет 9 энергетических центров, и здесь так же проделывается работа по интеграции центров.
Во многих системах считается, что можно начинать оттуда, откуда удобнее, но, как следует из наиболее глубоких источников, необходимо объять все целое, и это возможно тогда, когда вводится некоторое дополнительное пространство состояний - III уровень реальности.
На III уровне реальности существует причинное тело (12 центров). Он имеет обратную связь со II уровнем: каждые 4 центра его связаны с астральным, ментальным и витальным телами. Существуют сложные техники их соединения.
Считается, что тот, кто реализовал в себе это состояние, может легко проникать в причины всех явлений.
Верхняя точка развития - тело Бодхи, тело просветления, тело абсолюта. Оно имеет один энергетический центр со знаком плюс бесконечность. Напрямую тело Бодхи связанно с физическим телом. Может быть, именно поэтому и считается, что родиться в человеческом теле - это счастье, ибо тело человека божественно.
Один из путей психического развития - постепенное движение снизу вверх, по схеме развития и интеграции. Но есть якобы и некий тайный путь (путь скачка) из тела физического в тело просветления, а тогда уже можно двигаться в обратном порядке - сверху вниз.
У древних считалось, что абсолютного совершенства достиг тот человек, который освоил и объединил все это в одно целое. Его называли трижды рожденным. Но можно ли реально проделать такой путь?
В нашей культуре есть технологии, позволяющие развить в себе состояния I и II уровней реальности (от огненного тела до “ментала”). Однако опыт прямого пути нам пока не известен, как и путь, дающий знание о классе состояний III уровня реальности под названием “причинное тело”.
Что касается тела Бодхи (просветления), то существует немало описаний этого состояния. Все источники свидетельствуют, что оно наступает внезапно и непредсказуемо.
Эта карта состояний может определять объем исследовательских работ в области конструктивной психологии по освоению тех теоретических и практических знаний различных психотехнологий, которые доходят до нас в виде текстов.
И.Н. Калинаускас “Наедине с миром”.