Форма образования
В передовых и экономически развитых странах просчитаны исторические тенденции в сфере образования. Они показывают, что затраты на обучение одного человека постоянно растут. Дорожают и материально-техническая база обучения, и труд профессорско-преподавательского состава. Всестороннее исследование современных систем получения знаний и рынков труда выявило, что современные типы и формы образования, получившие широкое распространение в обществе, находятся в динамической взаимосвязи со способностями обучаемых и требованиями, предъявляемыми новейшим производством и самой жизнью. Принимая во внимание нужды и возможности каждого индивидуума, образовательные программы предлагают подобающие формы образования: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Существующие в настоящее время концепции образования характеризуются тенденцией оценки результата обучения, едиными и общими для всех форм обучения требованиями или стандартами, вытекающими в тестирование (вспомним ЕГЭ).
Образовательные системы в последние годы всё большую роль отводят внедрению в процесс подготовки учащихся современных технологий. Так, широкое распространение в последнее время получило дистанционное образование, в котором на ведущую роль выходят телекоммуникационные технологии (видеосвязь). Множество обучаемых совмещает некоторые формы освоения образовательных программ.
В России, следуя современным тенденциям, имеются две формы получения знаний. В соответствии с законодательством предусматривается получение образования в следующем порядке:
• непосредственно в учреждении профессионального образования в очной, очно-заочной (вечерней) или заочной форме (на первый план выходит необходимость получить второе высшее образование заочно, исходя из требований большинства работодателей);
• в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Первая форма предпочтительна тем, что в процессе приобретения знаний обучаемый и преподаватель находятся в непосредственном контакте, который обеспечивает высокое качество получаемого образования, так как педагог может в любой момент педагогического процесса воздействовать на конкретного учащегося.
Во втором случае предполагается лишь проверка знаний обучаемого по определенной части программы обучения, подготовкой к которой индивидуальна для каждого, а преподаватель не вмешивается в этот процесс. Качество освоения программы в этом случае лежит на самом ученике. Эти две формы коренным образом различны, но законодательно их сочетание не запрещено.