Если хорошо потереть христианина, то найдешь буддиста?
А НЕ ВЕРНУТЬ ЛИ ПРАВОСЛАВИЮ ЗАБЫТЫЙ ИСИХАЗМ, ДАВШИЙ КОГДА-ТО РАССВЕТ ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ?
ПОЧЕМУ СЕГОДНЯ О ДУХОВНЫХ ПРАКТИКАХ ИСИХАСТОВ НИКТО НЕ ВСПОМИНАЕТ?
Практика исихазма напоминает восточные изотерические практики и очень схожа с медитацией. Однако в исихазме поза тела, положение головы, контроль дыхания и другие традиционные восточные правила медитирования не играют существенной роли. Это особая духовная практика безмолвного самоуглубления, своеобразная молитва без слов. В результате подобной практики, по мнению исихастов, происходит духовное перемещение «ума» в «сердце», что позволяет «увидеть незримое». Сохранилось много свидетельств о чудесных способностях исихастов.Иногда исихасты могли повторять про себя или вслух короткую покаянную молитву. Как правило, это была «Иисусова молитва»:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Но в данном случае она выполняла роль восточной мантры, помогающей остановить работу ума и обрести истинное безмолвие.
Хотя основоположниками исихазма, как целостного учения, считаются жившие в XIII-XIV веках в Византии преп. Григорий Синаит и св. Григорий Палама, однако, можно сказать, что они лишь обобщили развивавшиеся идеи, основанные на глубоком и всестороннем анализе Священного Писания.
На Константинопольском соборе в 1341 году все основные концепции и техники исихазма получили официальное одобрение, и было признано их полное соответствие учению Христа. Спустя десять лет в 1351 году, решением представителей всех православных церквей, исихазм был признан официальным учением Православия.
Из Византии исихазм распространился на Русь и, несомненно, повлиял на её духовное развитие XIV-XV веков. Один из наиболее почитаемых святых, Сергий Радонежский, испытав на себе «великое преображение» от безмолвного общения с Богом, подчинил его влиянию новое религиозное сознание. Русская народная религиозность, до этого не имевшая определённого единого направления, также нашла в исихазме приемлемый вариант христианского мировоззрения. Этот период ознаменовался небывалым духовным подъёмом и расцветом культуры России. Рождённые новым веянием такие личности как Андрей Рублёв, Феофан Грек, Епифан Премудрый и другие вписали великую страницу в её биографию.
Однако, исихазм, как официальное учение, не смог долго просуществовать по целому ряду причин. По понятиям исихастов, тот, кто достигает духовного совершенства (Просветления), подобно Христу, соединяется с Богом. «Я и отец - одно» (Ин.10:30) - говорил Иисус. Поэтому к верховной власти исихасты предъявляли очень высокие требования, считая, что её представители должны обязательно быть Просветлёнными. Понятно, что с таким положением самодержцы долго мириться не могли. Кроме того, у оппонентов вызывала опасение схожесть исихазма с восточными религиями. Они усматривали в этом определённую угрозу для Православия, его целостности и самобытности, поэтому стремились направить православное богословие в русло, сближающее его с западной схоластикой. В конечном итоге, в силу целого ряда обстоятельств, противники исихазма победили. И вполне естественно, что концепции победителя легли в основу нового христианского мировоззрения, которое благополучно просуществовало до настоящего времени. Однако, и по сей день у старых традиций имеется немало сторонников (афонское монашество и др.). В настоящее время в ряде стран наблюдается новый интерес к исихазму.
нет, так не пойдёт …
если автор делает утверждение, то именно ему корректно привести обоснования (ссылки на первоисточники) положенные в основу для этого утверждения. Не дело заставлять читателей бегать по интернету и выискивать доказательства/опровержения тезисам которые сформулировал (без обоснований - любое утверждение голословно) автор. Тем более, что авторов много, их блогов - ещё больше - т.е. заставлять читателей проверять автора - совершенно бесперспективно …
Однако, возможно, тут вся проблема в используемых терминах. Что именно хотел сказать автор, спрашивая нас: “… ПОЧЕМУ СЕГОДНЯ О ДУХОВНЫХ ПРАКТИКАХ ИСИХАСТОВ НИКТО НЕ ВСПОМИНАЕТ?”
может он хотел сказать, что в широких массах забыто учение Паламы? - тогда я готов согласиться. Богословский уровень современных христиан … хм, … в своей массе действительно имеет ещё большой потенциал для роста.
Само учение Паламы имело целью выведение УЖЕ существовавшей И ДО НЕГО практики умной молитвы из монастырских стен в мирскую жизнь.
Но может автор имел в виду, что умная молитва забыта как практика? - вот это уже совершенно неожиданный для меня тезис и я бы с удовольствием увидел ссылки на первоисточники, подтверждающее именно такое положение вещей. Есть куча литературных источников, подтверждающих непреходящую важность для христианина практики умного делания (начиная от “Добротолюбия” и кончая “Откровенными рассказами странника…”). Я и сам практиковал её и знаю людей, которые и сейчас этим занимаются и тезис, что “исихазм забыт” - для меня совершенно неожидан … - те, кому надо о нём прекрасно знают и помнят и делают.
Другое дело, что, возможно, Палама действительно маленька “перегнул палку” - эта практика ИМХО не для всех и не для любых внешних условий. Любое лекарство при неадекватном применении или в лошадиных дозах становится ядом. Любой закон имеет свою область применения. Любая психотехника должна иметь границы применимости, тем более такая, которая в нашем логически-напряжённом мире предназначена для отключения мозгов … Для современных условий ИМХО гораздо больше подойдет, например Э.Толле, ОШО, Шри Ауробиндо.
А такие практики как исихазм, зикр - скорее для более “специфических условий обитания человека”.
На самом деле это очень сложный и тонкий вопрос - границы применимости и адекватность конкретной психотехники конкретному месту, времени и человеку.
ЦитироватьПовторюсь, само направление - отключение “умственной болтологии” как направление правильно. Но, во-первых, не для всех, а соразмерно текущей ступени персональной духовной эволюции. А во-вторых для того и существует несколько похожих методов (однонаправленных), чтобы каждый мог подобрать наиболее адекватную для себя.
Ну если Вы считаете, что исихазм хорош лишь для избранных и “продвинутых”, то наши взгляды на методы духовного самосовершенствования в корне различны…
ЦитироватьНет смысла и дискутировать. Советую на Востоке попробовать сказать непутевым, что не следует всем подряд практиковать медитацию
И если Вам видится, что это не забытое учение, выражаясь по современному - НЕ РЕКЛАМИРУЕМОЕ, то ….наверное я отстал от жизни. Извиняйте.
Вот это только сегодня переведено на русский из восточного по-моему тайского трактата. Друг только что прислал, он как раз этим теперь занимается. По моему по теме, правда я особо не вникал:
ПРО РАЗУМЪ.
Каждый человек, при появлении в этот мир, получает разум. Однако живя в одинаковых условиях, способности разума по-разному проявляют себя. Вам некогда не приходилось задумываться, почему среди людей столько много различий в способностях и талантах? Мозг, - причина высокой разумности человека, это основа всех его способностей и талантов, одним из существенных факторов, влияющих на развитие мозга это концентрация. Концентрация или медитация несёт огромную пользу для мозга человека, тем самым улучшая его функции, однако ум, то над чем приходится работать во время медитации особая субстанция, которая не ограничивается только одним местом головы. Поэтому медитации практика работы не с мозгом, а с умом, во время медитации мы помещаем свой ум в центр своего тела, помогая вниманием или наблюдением удерживать свой ум на объекте медитации. Если уметь концентрироваться на центре своего тела, мы можем получить доступ к сокровищнице внутри нас. Часто, умеющие концентрироваться люди, весьма успешны в жизни, быстро овладевают языками, словно опытные охотники хорошо понимают и ориентируются в окружающей обстановке.
Занятие медитацией также приводит и к материальному успеху, чтобы вы не предприняли, какую бы цель вы не поставили, для её достижения необходимо вначале здраво оценить свои возможности и окружающую обстановку, затем смело идти к цели, также важным является чёткое осознание сомой цели.
Медитация способствует развитию мудрости, всего лишь медитируйте, затем обдумайте и преступайте к действиям. Мы все хорошо знаем для того что бы машина работала исправно, быстро и безопасно ездила, требуется её постоянный техосмотр. Медитация это тоже уход за состоянием ума. Когда ум натренирован в медитации, процесс обучения становится легче. Это состояние можно сравнить, с чистым открытым сосудом, готовым вместить в себя знание.
ПРО РОВНОСТЬ.
Необходимо быть довольным своей работой. Приходя домой, мы должны быть радостны, а не измотаны. Требование к работе, как и к самому себе, должно быть также сбалансированно. Медитация, помогает нахождению нужного баланса, нужной золотой середины между нашими желаниями и их реализации. Можно найти сравнение с нашим телом, для того что бы быть здоровым и сильным, нужно сбалансировать пищу которую мы употребляем. Мы все хорошо знаем, избыток того или иного элемента в нашем теле приводит к недомоганию, как и переизбыток, может вызвать недуг. Медитация это ментальный баланс и одновременно воспитание нашего ума, для того чтобы наш ум здраво видел этот мир и правдиво вёл нас в нужном направлении.
ПРО ПОКОЙ.
Чем бы мы ни занимались по жизни, работали, учились или заботились о семье, всегда стоит это делать со спокойным умом. Если вам удаётся поддерживать спокойствие, то вы на Пути счастья и успеха. Состояние спокойствия, будет развивать ваши мысли и очищать поступки.
Цитировать