Эксперимент Милгрэма
Эксперимент Стэнли Милгрэма из Йельского университета описан автором в книге “Подчинение авторитету: экспериментальное исследование”. В опыте участвовал экспериментатор, испытуемый и актер, игравший роль другого испытуемого. В начале эксперимента между испытуемым и актером “по жребию” распределялись роли “учителя” и “ученика”. В действительности испытуемому всегда доставалась роль “учителя”, а нанятый актер всегда был “учеником”. “Учителю” перед началом эксперимента объясняли, что цель опыта – якобы выявить новые методы запоминания информации. В реальности же экспериментатор исследовать поведение человека, получающего указания, расходящиеся с его внутренними поведенческими нормами, от авторитетного источника. “Ученика” привязывали к креслу, к которому был прикреплен электрошокер. Как “ученик”, так и “учитель” получали “демонстрационный” удар током в 45 вольт. Дальше “учитель” уходил в другую комнату и должен был по громкой связи давать “ученику” простые задачи на запоминание. При каждой ошибке ученика испытуемый должен был нажимать на кнопку, и ученик получал удар током в 45 вольт. В действительности актер, игравший ученика, только делал вид, что получает удары током. Затем после каждой ошибки учитель должен был увеличивать напряжение на 15 вольт. В какой-то момент актер начинал требовать прекратить эксперимент. “Учитель” начинал сомневаться, а экспериментатор на это отвечал: “Эксперимент требует, чтобы вы продолжали. Продолжайте, пожалуйста”. По мере увеличения напряжения актер разыгрывал все более сильный дискомфорт, затем сильную боль и наконец срывался на крик. Эксперимент продолжался до напряжения в 450 вольт. Если “учитель” колебался, экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность за эксперимент и за безопасность “ученика” и что эксперимент должен быть продолжен. Результаты оказались шокирующими: 65% “учителей” дали разряд в 450 вольт, зная, что “ученик” испытывает страшную боль. Вопреки всем предварительным прогнозам экспериментаторов, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом ученого и наказывали “ученика” электрошоком, причем в серии опытов из сорока испытуемых ни один не остановился до уровня 300 вольт, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, а 26 “учителей” из 40 дошли до конца шкалы. Критики заявили, что испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета. В ответ на эту критику Милгрэм повторил эксперимент, сняв убогое помещение в городке Бриджпорте (штат Коннектикут) под вывеской “Исследовательская ассоциация Бриджпорта”. Результаты качественно не изменились: 48% испытуемых согласились дойти до конца шкалы. В 2002 году сводные результаты всех схожих экспериментов показали, что до конца шкалы доходят от 61% до 66% “учителей”, независимо от времени и места эксперимента. Выводы из эксперимента следовали самые пугающие: неизвестная темная сторона человеческой натуры склонна не только бездумно подчиняться авторитету и выполнять самые немыслимые указания, но и оправдывать собственное поведение полученным “приказом”. Многие участники эксперимента испытывали чувство превосходства над “учеником” и, нажимая на кнопку, были уверены, что “ученик”, неправильно ответивший на вопрос, получает по заслугам. В конечном итоге, результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
Не забывайте о таком человеческом качестве, сохраняя критичность мышления.
Очень печально, но к сожалению верно.
И многие местные “гуру” так же считают себя вправе.
ЦитироватьЗа блог
Грустно.Но видимо так и есть. Хотя, в последние годы, мне кажется, люди все же меняются. Меньше на авторитеты смотрят.
А то! Описанное свойство и есть предрасположенность к сектантству. Чего уж хуже, если … БОГ НАКАЖЕТ! ОН СКАЗАЛ! Из той-же серии любое парт-строительство, и вообще соборность всякая. Единственная, возможно, польза от форума - крушение авторитетов, наука самостоятельно познавать, и идти.
ЦитироватьНет. Бог тут не при чем. У “учителей” - это предрасположенность к садизму и жажда власти, а у тех кто команды выполняет и на кнопку жмет…желание угодить учителю. А “учитель” обычно знает кого за какую ниточку дергать…
ЦитироватьТак, Хельга, дружок! Я именно об этом. Предрасположенность к сектантству у учеников. При чем и у тех, кто думает, что он учитель, как в данном эксперименте. И находятся не только “авторитетные императивы” но и выдумываются исходя из их логики “разумные основания”
ЦитироватьО да! Уж “разумные основания” подобные “учителя” выдумывать мастера. Под любую мерзость подведут “разумное основание”.
ЦитироватьНу это в человеческом обчестве грустный, такой, механизм: мерзость>теоретическая база и так до ишачьей пасхи.
Цитироватьстарый эксперимент, класный! Как по мне четко показывает как человек не ответствен за то что делает) и только сбрасывая ответственность и живет) Похожий был случай в одном из городков где тупо на улице зарезали девушку и многие это видели но никто не вышел надеясь что то-то другой выйдет …сосед смотрел на соседа с надеждой что тот выйдет вот так то любят перекладывать ответственность…
Цитироватьо! вот дажессылку нашел
ЦитироватьБлагодарю.
ЦитироватьЯ думаю что люди интуитивно чувствовали подвох. Т. е. то, что это все лажа и не всерьез. Поэтому и заходили так далеко. Актерская игра, даже хорошая, всегда отличается от реальных переживаний и видна.
Цитироватьи поэтому лечили этих брехунов током, так чтоли, Deep ?
ЦитироватьAxe, ага. Несуществующим током
ЦитироватьЗабавно.
Если
то откуда
желание угодить своему учителю - Богу?.
Хельга, осуждая подобные проявления, тем не менее играет роль “учителя”?!
ЦитироватьМожет и так. Опять же в статье не указан социальный срез испытуемых. Допустим - все испытуемые был монашки какого-то монастыря или заключенные какой-то тюрьмы. Я думаю, что результаты бы сильно разнились. Монашки бы всех нафиг убили
Цитировать