Эго и эмоции
Большинство людей настолько отождествлены с голосом в голове — непрекращающимся потоком навязчивого думанья, сопровождаемого эмоциями, — что мы можем охарактеризовать их так: захваченные собственным умом. До тех пор, пока ты не начнешь это осознавать, ты будешь принимать «мыслителя» за того, кто ты есть. Это и есть эготипический ум. Мы называем его эготипическим, поскольку в каждой мысли — в каждом воспоминании, интерпретации, мнении, точке зрения, реакции, эмоции — есть самоощущение, чувство себя, «я» (эго). Духовно говоря — это и есть неосознанность. Твое мышление, содержимое твоего ума, конечно же, обусловлено прошлым: воспитанием, культурой, семейным происхождением, и т.д. Ядро всей твоей мыслительной деятельности составляют определенные и устойчивые мысли, эмоции и реактивные стереотипы поведения, с которыми ты отождествляешься больше всего. Эта сущность и есть эго как таковое.
В большинстве случаев, когда ты говоришь «я», в действительности, как мы уже видели, это говоришь не ты, а твое эго. Оно состоит из мыслей и эмоций, из переплетения воспоминаний, с которыми ты отождествляешься, типа «я и пережитое мной», из привычных ролей, которые играешь, не подозревая об этом, из таких групповых составляющих отождествления как национальность, религия, раса, принадлежность к определенному социальному классу или приверженность какой-либо политической доктрине. Эго включает в себя личностные составляющие отождествления не только с тем, чем ты владеешь, но также с мнениями, внешним видом, старыми обидами или представлениями о себе типа «я лучше других» или «я хуже других», с успехом или неудачей.
Содержание эго варьирует от человека к человеку, но в каждом эго действует одна и та же структура. Иначе говоря, разные эго имеют только поверхностные отличия. В глубине все они одинаковы. В чем же? Они одинаковы в том, что живут за счет отождествления и разделения. Когда ты живешь через созданное умом «я», состоящее из мыслей и эмоций, то есть через эго, тогда основа твоей личности случайна и ненадежна, потому что по самой своей природе мысли и эмоции эфемерны и мимолетны.
… Мышление большинства людей — это, в огромной мере, непроизвольное, автоматическое и без конца повторяющееся думанье. Своего рода мысленный шум, некая разновидность ментальной статики, лишенная какой бы то ни было целесообразности. Строго говоря, ты не думаешь. Думанье происходит само по себе. Утверждение “я мыслю” подразумевает присутствие воли или желания. Оно включает в себя предположение, что ты сам участвуешь в процессе, что это твой выбор, и что ты решил это делать. Но у большинства людей это не так. Выражение “я думаю” ошибочно. Это все равно, что говорить: “я перевариваю пищу” или “я циркулирую кровь”. Пищеварение происходит, кровообращение происходит, думанье происходит.
Голос в голове живет самостоятельной жизнью. Большинство людей находятся во власти этого голоса; ими владеет ум, мышление. Но поскольку ум обусловлен прошлым, то ты вынужден снова и снова воспроизводить его. На Востоке это называется карма. Если ты отождествился с этим голосом, то, разумеется, об этом не догадываешься. Зная это, ты не был бы объектом владения, потому что по-настоящему завладеть тобой можно только в том случае, если ты по ошибке примешь владеющую тобой сущность за того, кто ты есть, сольешься с ней в одно целое и станешь самой этой сущностью.
На протяжении тысячелетий ум в нарастающем темпе захватывал человечество, которому никак не удавалось понять, что владеющая им сущность — это “не-я”. Началом ложного самоощущения — эго — было тотальное отождествление с умом. Плотность эго зависит от степени того, насколько ты — сознание — отождествлен с умом, с мышлением. Мышление — это не более чем тонкий слой тотальности сознания, тотальности того, кто ты есть.
У разных людей степень отождествленности с умом разная. Одним нравятся периоды, когда они хотя бы ненадолго от нее освобождаются. Спокойствие, радость и жизненная сила, переживаемые ими в подобные моменты, говорят им — жить стоит. Это моменты творчества, любви, сопереживания. Другие постоянно находятся в ловушке эготипического состояния. Они стали чужими не только для самих себя, но и для других людей вместе со всем окружающим миром. На их лицах можно заметить напряжение, может быть, глубокие складки меж бровей, отсутствующий или пристальный взгляд. Большая часть их внимания поглощена собственными мыслями, поэтому тебя они практически не видят, и вряд ли будут слушать. Они не присутствуют ни в какой ситуации, их внимание направлено либо в прошлое, либо в будущее, — которые, разумеется, существуют только в виде мыслеформ, или же соотносятся с тобой через что-то вроде исполняемой роли, а потому не являются собой. Многие отчуждены от того, кто они есть, но отчуждены до такой степени, что их поведение и общение с другими почти всеми распознается как “фальшь” — за исключением тех, кто сам настолько же фальшив и в той же мере отчужден от своей сути.
Отчуждение означает, что ты никогда, ни в какой ситуации, ни в каком месте, ни с каким человеком, даже с самим собой не чувствуешь себя свободно. Ты все время стремишься “домой”, но никогда и нигде не чувствуешь себя дома. Некоторые из величайших писателей двадцатого столетия, такие как Франц Кафка, Альберт Камю, Т.С. Элиот и Джеймс Джойс, считали отчуждение общим фактором мировой проблемы человеческого существования. Они, возможно, пережили его глубоко внутри и потому сумели столь блестяще выразить его в своих произведениях. Они не предлагают решения. Заслуга этих людей в том, что они показали нам проблему человечества так, чтобы и мы тоже смогли ее ясно увидеть. Ясно увидеть проблему — это первый шаг к выходу за ее пределы.
К потоку мыслей добавляется еще одно, хотя и не совсем отдельное от него измерение эго — эмоция. Нельзя сказать, что все мышление и все эмоции исходят из эго. Они превращаются в эго только тогда, когда ты с ними отождествляешься. Тогда они полностью подменяют тебя, иначе говоря, становятся твоим “я”.
Физическое тело, твой организм, как и любой другой живой организм, имеет собственный интеллект. Этот интеллект реагирует на то, что говорит ум, он реагирует на твои мысли. Поэтому эмоция — это реакция тела на состояние ума. Интеллект тела, разумеется, неотделим от разумности Вселенной, и является одним из ее бесчисленных проявлений. Он обеспечивает временную связь с атомами и молекулами, составляющими твое тело. Это организующий принцип действия всех его систем и органов вместе с происходящими в них процессами — преобразованием кислорода и пищи в энергию, сокращением сердца и кровообращением, иммунной защитой от внешнего вторжения, преобразованием сигналов от рецепторов в нервные импульсы и передачей их в мозг, где они распознаются и складываются в связную внутреннюю картину внешней реальности. Одновременно с этим координируются и тысячи других выполняемых функций. Не ты управляешь телом. Это делает его интеллект. Он также отвечает за отклики тела на окружающие условия.
Это справедливо для всех живых существ. Тот же интеллект вызывает появление растений в их физической форме, а затем проявляет себя в вырастающих на них цветках, раскрывающих лепестки утренним лучам солнца и закрывающих их на закате. Это тот же интеллект, что проявляет себя как Гея — собирательное живое существо, средоточие жизни, Мать-Земля или планета Земля.
Этот интеллект дает начало инстинктивным реакциям организма на любую угрозу или вызов. У животных он является причиной реакций, схожих с человеческими эмоциями: гнева, страха, удовольствия. Эти инстинктивные отклики можно рассматривать как первичную форму эмоций. В определенных ситуациях инстинкт срабатывает и у людей. Перед лицом опасности, угрожающей жизни организма, сердцебиение и дыхание учащаются, мышцы сокращаются, и организм готовится драться, уносить ноги или улетать. Это первобытный страх. Если тебя загнали в угол, твое тело испытывает внезапный и настолько мощный прилив энергии, что обретает силу, какой у него никогда прежде не было. Это первородный гнев. Эти инстинктивные отклики кажутся похожими на эмоции, но в истинном смысле слова эмоциями не являются. Основное отличие между инстинктивным откликом и эмоцией состоит в том, что первый — это прямой отклик тела на внешнюю ситуацию. Эмоция, напротив, — это реакция тела на мысль. Косвенно любая эмоция может быть также и откликом на реальную ситуацию или событие, — но уже на событие, воспринимаемое через фильтр умственной интерпретации, мышления, иначе говоря, через ментальные концепции “плохого” и “хорошего”, “нравится — не нравится”, “меня” и “моего”. Например, у тебя, скорее всего, не возникнет никаких эмоций, если тебе скажут, что у кого-то угнали машину, но если это твоя машина, то ты, скорее всего, расстроишься. Поразительно, как много эмоций порождает такая маленькая, созданная умом идея, как “моё”.
Хотя тело и весьма разумно, оно все же не способно отличить реальную ситуацию от мысленной. На любую мысль оно реагирует, как на реальность. Тело не знает, что это всего лишь мысль. Для тела тревожная, пугающая мысль означает “я в опасности”, и оно реагирует соответственно, даже если ты лежишь ночью в теплой и уютной постели. Сердцебиение и дыхание учащаются, мышцы сокращаются. Нарастает энергия, но поскольку эта опасность вымышленная, то энергия не находит выхода. Часть ее возвращается в ум и порождает еще более тревожные мысли. Остальная энергия делается токсичной и мешает гармоничному функционированию тела.
Эго — это не только ненаблюдаемый ум, голос в голове, претендующий быть тобой, но также и ненаблюдаемые эмоции, являющиеся реакциями тела на то, что он говорит.
Мы уже видели, в какие мысли в большинстве случаев вовлекается этот эготипический голос, и какие функциональные нарушения он встраивает в структуру своего мыслительного процесса независимо от контекста. Дисфункциональное думанье — вот на что тело откликается негативной эмоцией.
Голос в голове рассказывает историю, которой тело верит и соответственно на нее реагирует. Эти реакции и есть эмоции. Эмоции, в свою очередь, возвращают энергию мыслям, возбудившим первоначальную эмоцию. Это порочный круг неисследованных мыслей и эмоций, порождающих эмоциональное мышление и сочинительство историй.
У разных людей эмоциональная составляющая эго разная. У одних эго она больше, у других меньше. Мысли, вызывающие эмоциональные отклики тела, иногда появляются так быстро, что ум еще не успеет их озвучить, а тело уже откликается эмоцией, которая превращается в реакцию. Эти мысли существуют на невербальной стадии, и мы можем назвать их невысказанными, неосознаваемыми ожиданиями. Они берут начало в прошлой обусловленности человека, обычно в раннем детстве. Примером такого неосознаваемого ожидания у человека, чьи первые отношения, например, с родителями, или братьями и сестрами не несли ни поддержки, ни доверия, ни воодушевления, является установка “людям нельзя доверять”. Вот несколько примеров наиболее распространенных неосознаваемых ожиданий и подходов: “Никто меня не уважает и не ценит. Чтобы выжить, я должен драться. Денег всегда не хватает. Жизнь всегда бьет по голове. Я не заслуживаю богатства. Изобилие не для меня. Я не достоин любви”. Неосознаваемые ожидания формируют в теле эмоции, в свою очередь возбуждающие мыслительную активность и/или вызывающие немедленную реакцию. Так они создают твою личную реальность.
Голос эго постоянно подрывает и естественное состояние тела — состояние здоровья и благополучия. У почти любого человека тело сильно напряжено и испытывает стресс, причем не потому, что ему угрожает какой-то внешний фактор, — ему угрожает фактор, живущий внутри ума. У тела есть присосавшееся к нему эго, поэтому любая ментальная модель поведения, из которых состоит эго, и которые нарушают нормальное функционирование тела, обязательно вызывает отклик. Так поток непрестанного и навязчивого думанья получает эскорт из потока негативных эмоций.
Что такое негативная эмоция? Это эмоция, токсичная для тела и нарушающая его равновесие и гармоничное функционирование. Страх, тревога, угнетенное состояние, уныние, ненависть или сильная неприязнь, ревность, зависть — все это нарушает нормальное течение энергии в теле, влияет на сердце, иммунную систему, пищеварение, выработку гормонов и т.д. Даже современная медицина, еще слабо осведомленная о работе эго, начинает признавать наличие связи между негативными эмоциональными состояниями и физическими болезнями. Любая эмоция, наносящая вред твоему телу, становится заразной, в первую очередь, для людей, с кем ты вступаешь в непосредственный контакт, и, помимо этого, косвенно, по цепочке, поражает бессчетное количество других людей, с кем ты вообще никогда не встречался. Все негативные эмоции можно охарактеризовать одним общим для них термином — чувство неизбывного несчастья.
Оказывают ли позитивные эмоции противоположное действие на физическое тело? Укрепляют ли они иммунную систему, дают ли силы и исцеляют ли тело? Да, конечно, но нам нужно уметь различать позитивные эмоции, порожденные эго, и более глубокие эмоции, исходящие из твоего естественного состояния соединенности с Сущим.
Позитивные эмоции, порожденные эго, изначально содержат в себе свою противоположность, в которую быстро и превращаются. Вот несколько примеров: то, что эго называет любовью — это собственничество и болезненная привязанность, способная в секунду обернуться ненавистью. Ожидание по поводу предстоящего события, оценку которого эго заранее завышает, легко превращается в его противоположность — неудовольствие или разочарование, если событие уже завершилось или не оправдало ожиданий. Сегодня похвала и признание заставляет тебя чувствовать себя живым и счастливым; завтра критика и безразличие приведут тебя в состояние удрученности и несчастья. Удовольствие от дикой вечеринки наутро превращается в озноб и похмелье. Без плохого нет хорошего, без низа нет верха.
Эмоции, порожденные эго, вытекают из ментального отождествления с внешними факторами, ни один из которых не стабилен и в любой момент может измениться. Более глубокие эмоции — это совсем не эмоции, а состояния Сущего. Эмоции существуют в мире противоположностей. Состояния Сущего могут заслоняться, но у них нет противоположности. Они поднимаются у тебя внутри как любовь, радость и покой, являющиеся проявлениями твоей истинной природы.
(Э. Толле “Новая Земля, пробуждение к своей жизненной цели”)
И что?…
ЦитироватьВ смысле?
Цитироватьда ниче..сказала,что нерабочая ссылка была-я дала рабочую…
ЦитироватьДа, вопрос в предыдущем блоге ты оставил без ответа.
ЦитироватьМолодец. Свободна.
ЦитироватьИменно потому не ответил что считаю что ты не понимаешь что такое ВД и твой спор с Арго это подтверждает. Сперва объясни своими словами что такое по–твоему ВД, тогда можно будет разговаривать о том, что такое изменение ВД
ЦитироватьМало ли что ты считаешь. Тебе был задан вопрос, ты не ответил. С какой стати ты требуешь ответа от меня. Доказывать тебе ничего не собираюсь.
ЦитироватьЕсли кто в этом вопросе и не разбирается, так это ты.
ЦитироватьЯ требую с тебя потому что ты требуешь с меня. И я тоже нигде не обещал отвечать на все твои вопросы, тем более в случаях когда мне ясно что ты все равно ничего не поймешь. Считаешь себя самой умной – да пожалста, считай дальше!
ЦитироватьА что я понимать должна?… Я не согласна с тобой по этим вопросам. Точка.
ЦитироватьКак вы думаете, насколько знакомство с идеями Кастанеды изменило мир? И пошло ли во благо?
— Это не идеи Кастанеды, это правильнее называть мексиканским нагвализмом. Он был известен в Европе и в XIX веке, ничего нового в этом нет на самом деле. Просто способ описания мира, картина и принципы взаимодействия с миром, которые, по большому счету, оптимальны. А почему оптимальны? Потому что Кастанеда не дает забыть, все время напоминает одну важную вещь. А именно — что люди могут быть выдающимися, глупыми или обыкновенными, — но у них есть одно свойство, самое главное, — это все мертвые люди. Фактор времени, какие-то 70 лет в сопоставлении с вечностью — это ничто. Просто краткое существование белкового тела, наделенного способностью осознавать. Все знают, что закончится все всегда одинаково, но ведут себя так, как будто бы им не сказали. Кастанеда четко назвал вещи своими именами, и указал единственно достойное занятие в этой жизни — осознавание.
Об этом говорил не один лишь Кастанеда. Ошо — в частности, тоже, и достаточно убедительно.
— И Ошо, и Кастанеда — явления соизмеримые, и тот, и другой радикально изменили состояние человеческого вида. Люди выбирают того, кто понятнее для них говорит. Если текст реальный, честный, затрагивающий глубины бытия — это всегда текст об одном и том же. Но почему так много школ, так много текстов генерируется? Потому что у людей по-разному работает восприятие. Одному надо книгу Кастанеды, другому динамическую медитацию Ошо, а третьему надо, чтобы его мастер дзен по пятой точке как следует огрел бамбуковой палкой.
И ваши тексты, очевидно, стоят в этом ряду? Я имею в виду книгу ”Третье открытие силы”.
— Когда я перевел три книги Кастанеды, читатель повелся на новую информацию очень специфически… Начал кушать грибы более массово, чем до того. И это было одно из последствий, — так что книги эти принесли и немало пользы, и достаточно вреда. Конечно, человек, если захочет нанести себе вред, найдет повод, но в данном случае к этому поводу я был причастен. И должен был по своим моральным обязательствам как-то компенсировать этот вред. Поэтому я написал книжку, как достичь тех же эффектов, только посредством здоровых практик, без применения галлюциногенов. Куски этих практик там были описаны, чтобы человек мог попробовать и понять, что это работает. В книгах Кастанеды достаточно описаний физических тренировок, рекомендаций по растяжению сухожилий и тому подобного, но кто обратил на это внимание? Люди прочитали и забыли, а запомнили грибы, дымок… Так что ”Третье открытие силы” — книжка на 90 процентов технологическая, а вовсе не литературная.
http://www.politikhall.com/?page=filing&a_id=4...
ЦитироватьSvetlena
Цитироватьда знаю, что свободна
На, Дип, читай:
МАГИЧЕСКИЕ ПАССЫ
Впервые дон Хуан начал разговор со мной о магических пассах с нескольких презрительных замечаний относительно моего веса.
- Ты обрюзг, тело у тебя слишком рыхлое, - произнес он, оглядывая меня с головы до ног. - Ещё немного, и ты начнёшь жиреть. Я вижу на твоем теле следы усталости и разложения. У тебя, как и у многих представителей твоей расы, на загривке складки как у быка. Пора тебе серьезно заняться магическими пассами. Они - самое главное открытие древних магов.
О магических пассах дон Хуан говорил и раньше, правда, только вскользь. Тогда, в тот позорный момент, я даже не мог припомнить, слышал ли я от него что-нибудь о пассах.
- О каких магических пассах ты говоришь, дон Хуан? - удивленно спросил я его. - Как я могу относиться серьезно к тому, чего не знаю?
- Не делай из меня дурака, - произнес дон Хуан и на лице его появилась неприятная улыбка. - Я не только неоднократно говорил тебе о них, но многие из них ты уже знаешь. Всё это время я постоянно учил тебя магическим пассам.
Он был, конечно, прав. В ту минуту я вёл себя отвратительно, но меня можно простить, я не ожидал такого открытого разговора и был ошеломлен им. Сообщение дона Хуана о том, что он давно учит меня пассам сбило меня с толку. Я начал протестовать, заявлял, что ничего о них знаю, горячился так, словно в тот момент на карту была поставлена моя жизнь.
- Не кипятись, а то загоришься, - пошутил дон Хуан. - Как ты здорово умеешь защищаться. Я не хотел обидеть тебя, - он мимикой показал, что просит извинения. Это было так комично, что я засмеялся.
- Я с некоторого времени заметил, что ты повторяешь за мной мои движения, - пояснил дон Хуан, - и начал показывать тебе магические пассы, надеясь на твою память. Сколько раз ты спрашивал меня, зачем это я трещу суставами? Мне понравилась твоя фраза, давай их так и назовем. Впредь так и говори: потрещать суставами. - сказал он.
- Я показал тебе десять различных способов потрещать суставами. Каждый из них является магическим пассом и служит для совершенствования моего тела и твоего.
Магические пассы, о которых говорил дон Хуан, для меня были всего лишь трещанием суставами. Он иногда как-то странно двигал руками, ногами и телом. Я думал, что он таким образом потягивается, расправляет кости и связки. Результатом его телодвижений был треск и хруст. Честно говоря, мне казалось, что дон Хуан таким образом просто развлекается сам и веселит меня.
В своей обычной вызывающей манере он как бы провоцировал меня повторять эти упражнения и даже иногда просил сделать это. Я повторял, но добиться того, чтобы суставы у меня тоже потрескивали, мне никогда не удавалось. Однако я запомнил все те упражнения, которые он показывал мне.
- Но почему их называют магическими пассами? - допытывался я.
- Они не просто называются магическими, - отвечал дон Хуан, - они в самом деле магические! Я не могу тебе объяснить словами, почему это происходит, но это так. Эти упражнения не просто зарядка или способ укрепления тела, они помогают достичь оптимального состояния. Они пронизаны намерением тысяч магов. Даже если ты непроизвольно выполняешь их, это помогает останавливать работу ума.
- Что ты хочешь сказать? - я с сомнением посмотрел на него. - Как они могут остановить работу ума?
- Всё, что мы делаем в этом мире, - пояснил он, - мы узнаём и идентифицируем, преобразуя в линии подобия.
Дон Хуан силился найти соответствующие выражения, чтобы ответить мне. Он помолчал, словно подыскивая нужные формулировки. Я тихо сидел. Я очень мало знал о предмете, о котором мне даже страшно было подумать. Тогда меня раздирало простое любопытство, я хотел узнать, что же представляют из себя эти таинственные магические пассы.
… - Магические пассы называются магическими потому, что выполняя их, тело понимает - всё вокруг нас, вместо того, чтобы быть закреплённым в неизменных линиях подобия, движется и течёт. А если всё во Вселенной является течением, потоком, то его можно остановить. Можно построить дамбу, которая остановит или изменит этот поток.
Слова дона Хуана вызвали во мне странную реакцию. Мне показалось, что я чувствую угрозу, но не себе лично, а тому, к чему я был предназначен. Впервые я явственно ощутил, что дон Хуан намеренно пытается разозлить какую-то мою часть, которая совсем не является мной.
Запутавшись в противоречиях, я молчал и вдруг услышал свой собственный голос. Я говорил, хотя, могу поклясться, не собирался этого делать. Все происходило помимо моей воли.
- Но, дон Хуан, уж не хочешь ли ты сказать, что каждый раз, когда ты потрескиваешь суставами, или я повторяю за тобой твои движения, во мне происходят какие-то изменения?
- Я вижу, что часть тебя, которая не является тобой, разозлилась, - воскликнул дон Хуан и рассмеялся. Меня снова сдавили внутренние противоречия. Что-то во мне злилось, но это что-то не было мной. Дон Хуан взял меня за плечо и сильно потряс. Я ясно ощущал, как голова у меня болтается на ставшей мягкой шее. Однако действие дон Хуана возымело мгновенный эффект, я сразу успокоился. Он усадил меня на остатки кирпичной стены. Там было полно муравьев и я никогда сам не садился туда, потому что муравьи тут же заползали мне под одежду. Однако, сейчас они вели себя очень странно. Они хаотично бегали вокруг меня, казались возбужденными и сбитыми с толку. Мне стало любопытно, я с интересом наблюдал за ними, ожидая, когда они начнут заползать на мое тело, на грудь и горло. Слова дона Хуана отвлекли меня и я забыл о муравьях.
- Не беспокойся, муравьи не полезут на твое тело, - произнес он, угадывая мои мысли. - Сейчас ты заряжен необычной энергией, продуктом твоих внутренних противоречий. Муравьи считают, что ты непроницаем и опасен. Они будут бегать вокруг, не причиняя тебе никакого вреда, пока ты или не встанешь, чтобы уйти, или пока твоя энергия не придёт в норму. А теперь я отвечу на вопрос, который задал твой ум, намереваясь задеть меня. Так вот, я могу сказать тебе, что всякий раз, когда мы выполняем магические пассы, мы изменяем основную структуру самих себя. Мы перекрываем дамбой тот самый поток, который, как нас учили, является неизменным набором вещей.
Каким-то странным изменившимся голосом, совсем непохожим на мой собственный, я попросил дона Хуана привести мне пример строительства дамбы на потоке, о котором он говорит. Я пояснил, что хочу представить его в своём уме.
- В своем уме? Ты бы лучше постарался запомнить правильные названия вещей. То, что ты именуешь своим умом, вовсе не твой ум. Маги убеждены, что наш ум - это инородный объект, который одевается на каждого из нас. Прими это как должное и не требуй от меня дополнительных объяснений. Не спрашивай, кто его одел на нас и как.
После этих слов я опять почувствовал угрозу, причем теперь это ощущение было значительно явственнее. Меня захлестнула волна безотчетного страха. Но её источником был не я. Однако она, казалось, была привязана ко мне. Дон Хуан что-то делал и его действия казались мне магически положительными, но и невероятно отрицательными одновременно. Я видел в них попытку разрезать тоненькую плёнку, которая была приклеена ко мне. Не мигая, он посмотрел мне прямо в глаза, затем отвел взгляд и произнес:
- Хорошо, я приведу тебе пример, о котором ты просишь. Посмотри на меня. В моём возрасте у меня должно быть высокое кровяное давление. Если бы я пошел к врачу, он принял бы меня за старого индейца, питающегося плохой пищей, заражённого неуверенностью и расстройствами. Исходя из всего этого, да еще учитывая, сколько мне лет, доктор предположил бы, что у меня гипертония, вполне закономерный результат.
-И в то же время, - продолжал дон Хуан, - давление у меня в совершенном порядке, но не потому что я физически сильнее среднего мужчины или благодаря моим генетическим данным. Магические пассы заставили мое тело разрушить линию поведения, которая ведет к гипертонии. Говорю тебе совершенно честно, что каждый раз, когда я пощёлкиваю суставами, выполняя магические пассы, я блокирую поток ожиданий и поведения, который обычно ведёт к гипертонии.
- Могу ещё один пример привести. Ты знаешь, как подвижны у меня колени. Ты вообще заметил, что я значительно более подвижен, чем ты? Я могу сгибать ноги так же легко, как это делает ребенок. Магическими пассами я построил дамбу и перекрыл поток, который делает мои ноги, как у большинства людей, неповоротливыми.
Больше всего меня удручало то поразительное обстоятельство, что дон Хуан, который по возрасту годился мне в дедушки, на самом деле выглядел значительно моложе меня. По сравнению с ним я казался упрямым, суетливым, почти окостеневшим стариком. Дон Хуан был бодр, подвижен. Казалось, что он никогда не устаёт. То есть, он обладал качеством, которым по идее, должен был обладать я - юностью. Дон Хуан неустанно повторял мне, что юность никак не связана с возрастом и при этом очень радовался.
После обидных слов дона Хуана во мне произошёл взрыв энергии.
- Но как ты всего этого добился? - огорченно спросил я его.
- Я победил свой ум, - спокойно ответил он и широко раскрыл глаза, изображая мое изумление. - У меня нет ума, мне ничто не говорит о том, что я должен стареть. Я не выполняю договорённости, которых не заключал. Запомни: маги никогда не выполняют обязательств, которых никогда не брали на себя. И старость - одно из таких обязательств.
Некоторое время мы молча сидели. Я размышлял, гадая, какой эффект во мне могут вызвать его слова. Моё, как я его называл, внутреннее психологическое единство снова разрывалось. Два ответа слышались во мне. С одной стороны, я совершенно не принимал ту, казалось, чепуху, которую мне проповедовал дон Хуан. С другой стороны, я не мог не признать, что все его замечания абсолютно справедливы и точны. Дон Хуан был стар и в то же время стариком не был. Более того, по сравнению со мной он казался юношей. Он не зависел ни от затрудняющих жизнь мыслей и привычек, ни от образцов поведения. Он был свободен, в то время как я находился в плену мелочных, пустопорожних рассуждений о себе, которые, как меня вдруг осенило, вообще не являлись моими. Эта мысль пришла ко мне впервые и поразила меня.
Кое-как обретя некое подобия контроля над своими взаимоисключающими рассуждениями, я спросил дона Хуана: - А кто и как изобрёл эти магические пассы? - Никто их не изобретал, - резко ответил дон Хуан. - Если считать, что они были кем-то придуманы, придётся признать, что это - работа ума, а это не соответствует истине. Древние маги во время практики сновидения обнаружили, что, двигаясь определённым образом, можно прервать поток мыслей и действий.
- Следовательно, магические пассы являются продуктом состояния не-ума, или, точнее, такого состояния, в котором ум отключён. Для того, чтобы сновидеть, практикующие должны полностью контролировать себя и результатом в этом случае будет полет ума.
- Что имеешь в виду под фразой “полет ума”, дон Хуан?
Они обнаружили, что если озадачить, обуздать ум вниманием, особенно тем, которое они называли вниманием сновидения, то ум улетает, и тогда практикующему становится абсолютно ясным постороннее происхождение ума.
Я был ошеломлен услышанным и почувствовал в себе желание узнать больше, но некое странное чувство останавливало меня. Мне виделись страшные результаты моего любопытства. Я явственно почувствовал что-то вроде гнева Господня, он спустился на меня и я догадался, что затронута тема, скрытая от нас самим Богом. Сделав над собой усилие, я преодолел страх. - Что ты хочешь сказать? - я снова услышал свой голос как бы со стороны. - Что-что-что ты имеешь в виду под фразой “обуздать ум вниманием”?
- Дисциплина обуздывает ум, - ответил дон Хуан, - но под дисциплиной я не имею в виду грубое следование заведённому порядку. Маги понимают дисциплину как способность безмятежно встречать странности, выходящие за рамки наших ожиданий. Для них дисциплина - это волевой акт, который дает им способность принимать без сожалений и ожиданий всё, с чем бы они неожиданно не столкнулись. Для мага дисциплина - это целое искусство - искусство встретиться лицом к лицу с бесконечностью и не дрогнуть при этом, но не потому, что маг чёрств, а потому что он преисполнен благоговения. То есть, говоря проще, я бы назвал дисциплину искусством испытывать благоговение. Итак, благодаря дисциплине, маги побеждали свой ум, вещь инородную.
ЦитироватьПравда, очень интересно?…
ЦитироватьЧитая подобные опусы, я уже давно понял, что многим их ум недоразвитый очень сильно мешает, это так же как плохому танцору всегда мешают его ноги.. так что ж, плохому танцору теперь нужно ноги отрубить, как вещь инородную?!.. ха-ха-ха
Цитировать