Цивилизованное жертвоприношение
В нашей повседневной жизни не так много идей, которые обладают многовековой «работоспособностью». Во всех религиях – древних и новых, племенных, национальных и мировых – присутствует идея жертвы, поражая головокружительным разнообразием форм своего воплощения. Но если в ветхозаветном, языческом и, наконец, христианском мире идея жертвы имела первостепенное значение в отношениях человека с Богом или богами, то в условиях гуманистически-атеистического общества она становится регулятором межчеловеческих отношений. Особо отчётливо она проявляется в трансплантологии, где она приобретает форму «дарения органов» и становится новым символом любви, взаимной заботы и спасения жизни. Самые прогрессивные скажут, но ведь «создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл ее к человеку» (Быт 2,22). Так в чём драматизм, спросите вы? Во-первых, потому, что без жертв трансплантология обойтись не может; во-вторых, потому, что расширение этой «отрасли» постоянно увеличивает потребность в их числе и, в-третьих, религиозные и философские взгляды на эту проблему рассматриваются как заблуждение или предрассудок, а варварские правила самоубийств и убийств по согласию – как свидетельство современного прогресса.
Знаете ли вы, что с 1937 года постановлением Совнаркома «О порядке проведения медицинских операций» тела людей после смерти становились собственностью государства и автоматически возлагались на «алтарь» интересов общества и науки? Интересы государства и науки доминировали над правами и свободами человека. И лишь в 1992 году Закон РФ «О трансплантации органов и(или) тканей человека» положил конец этому «неоспоримому приоритету». Но так ли хорош этот закон, приведённый в соответствие с принципами защиты прав и достоинств человека, если он вводит «презумпцию согласия» - отсутствие вашего прижизненного отказа от дарования органов, трактуется как согласие, т.е вы превращаетесь в донора после смерти. В США, к слову, действует противоположный принцип – без юридически оформленного согласия на «дарение» органа, никто не имеет право на его удаление. Это – далеко не единственная из весьма неприятных задач, перед которыми оказывается современный человек.
В человеческой морали, в традициях общества, как и в религиозной этике, никогда не шла речь о том, что нельзя жертвовать собою во имя спасения жизни человека. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15,13). А разве сама жертвенная смерть Спасителя не является свидетельством ценности самопожертвования? Но самопожертвование, как сознательное и добровольное действие человека, исключает любое психическое или силовое воздействие! А разве не является насилием превращение человеческой способности к жертвенности в норму и критерий гуманности? Тем более, что такой горький опыт мы уже проходили. В 30-х годах прошлого столетия основоположники переливания крови в СССР видели в донорстве норму, а переливание крови – один из способов «братания» людей и создания из отдельных индивидов единого социального организма.
Хорошо известно, что не столь религии, сколь национальные традиции охраняют почтительное отношение к телу покойного. Почтение к умершему непосредственно связано с уважением к живущему. Безудержный рост желания что-нибудь «пересадить» влечёт за собой рост потребительского отношения к человеку. Органы (или ткани, биоматериал) не соответствуют понятию «вещь» и поэтому не могут являться предметом сделки купли-продажи. Но так ли это в нашем мире?
Или как насчёт генетического материала – сперматозоидов, яйцеклеток или предэмбрионов? Но это, как бы «осознанная» жертва – материал ведь сдают живые люди в полном рассудке, так сказать. А вы знаете, что человеческое существо от зачатия до 14 дней своего существования не признаётся человеческим существом - предэмбрионом, а значит, лишается его человеческих достоинств и моральных форм защиты? Да, но этически мы считаем человеком то, что образовалось в результате слияния первых двух половых клеток отца и матери. А эти 14 дней ярко свидетельствуют о том, что мы уже пошли по «наклонной плоскости», признав предэмбрион не человеком и сделав его предметом купли-продажи, творя с ним, что угодно.
Но вернёмся к трансплантологии. На мой взгляд, этически, мёртвое тело человека находится в «пространстве его личности» и, зачастую, близкими и родственниками не воспринимается, как умершее, а лишь как ушедшее, покинувшее… И действие, направленное на умершего без согласия его или родных – это насилие.
К сожалению, трансплантологическая практика свидетельствует о реальности постоянной подмены добра злом, реальности того, что стремление спасти человеческую жизнь оборачивается уничтожением другой жизни и отношением к пациентам с диагнозом «смерть мозга» как хранилищу запасных органов. Определить эту смерть мозга или констатировать сам момент смерти бывает очень сложно! А биологические критерии жизни так тонки, да и кто следит за их достоверностью? Люди. А человеку свойственно ошибаться. Восточная мудрость гласит: ошибаться – ещё не значит совершить ошибку; не исправить ошибку – вот, что значит ошибиться по-настоящему. Только ошибку врача можно уже и не исправить… Конечно, реаниматология тоже не стоит на месте! Сколько таких «памятников реанимации» живёт и здравствует сейчас! Реанимация – это воплощение технических достижений человека.
В Англии пошли дальше – вырастим собственных клонов на «запчасти», что нужно «поменяем», а остальное выбросим! А что переживать! Клон – это не человек! Человек в операции клонирования создаёт не человека, но существо, созданное лишь «по образу и подобию» … человека (а не Бога!). И запланировали это «тиражирование» уже на 2017 год! Сам замысел клонирования – вызов самой природе с заложенной в ней Божественностью, неотъемлемой частью которой является уникальность и свобода личности. Безусловно, ставится под сомнение и этичность фетальной терапии - забора стволовых клеток (для попыток излечения от некоторых заболеваний и омоложения других людей) у человеческих зародышей и абортированных на ранних сроках.
Я как-то слышал, что смерть должна служить продлению жизни… Продлению жизни человека служит осознанная, а не предполагаемая, воля другого человека спасти человеческую жизнь. И если роль религии – преодоление смерти, то роль медицины – продление жизни, но не любой ценой…
Авторы:
Владимир – Egozey.
Использованные книги:
Ирина Силуянова «Антропология болезни» (2007).
А разве сама жертвенная смерть Спасителя не является свидетельством ценности самопожертвования?
ЦитироватьХммм. Его обрекли на эту смерть!!! А потом много было предрассказов, что мол Он знал…
Да не знал Он ничего, просто верил в людей в их честность и благородство…
в их всепонимание и всепрощение…
а тут такой иродский подвох
Согласно общепринятым Писаниям Жертва Иисуса была предуготована.
ЦитироватьВсе другие мнения не опираются ни на какие исторические источники.
Вопрос о выращивании клонов - безусловно этический…Как и само клонирование.А вот по поводу забора органов…От якобы умерших мозгом…Есть же основные клинические признаки смерти. Ну не может тело само уже дышать, или сердце не бьется. Аппараты делают это искусственно. Зачем мучать? Отпустить. А печень или сердце кому-то жизнь спасут…ИМХО
Цитировать