Адаптация и оценочное мышление
Итак, у нас есть один процесс в течении жизни, который мы, как правило, слабо осознаем. Процесс связан с парой противоположностей оценочных критериев.
Первая пара противоположностей — это приятно-неприятно. Не дифференцированное переживание, чисто психо-физиологического свойства, которое существует на базе нейрофизиологических центров под названием «ад» и «рай». Поскольку в течении первых трех лет в норме вопросами доставления удовольствия — приятно — заняты родители, бабушки, дедушки, то это приятно обеспечивается извне. Потом постепенно появляются следующие пары: хорошо-плохо, можно-нельзя, правильно-неправильно, и постепенно, вопрос приятно тебе или неприятно перестает интересовать твое окружение. Это большая драма в жизни каждого человека. Потому что это базовое переживание, с младенчества — приятно. И вдруг это совершенно никого не интересует — приятно тебе или неприятно. Хорошо-плохо, надо-не надо, правильно-неправильно интересует, а вот приятно-неприятно перестает интересовать. Так появляется бизнес на «приятно». Сделайте мне приятно, я вам за это заплачу. А поскольку искусство делать приятно — вещь таинственная, то все сводится к играм полов. Так появляются ночные клубы и другие подобного рода заведения, где приятно обеспечивается возбуждением и удовлетворением, сублимацией сексуальных напряжений или удовлетворением сексуальных потребностей, что, конечно, не исчерпывает весь диапазон приятного. Появляется вкусовая потребность. Не потребность в пище как необходимости, а потребность во вкусовых приятных ощущениях. И чем старше человек, тем больше он вовлечен в социальную деятельность, тем меньше у него возможностей каким-нибудь естественным путем получать свое приятно и тем больше у него неприятно. Собственно говоря все процессы, имеющие общее название инфантилизм, т.е. некоторое возвращение в детство связаны именно с этим – уменьшением количества приятного. Во время консультаций, когда я консультировал семейные пары, всегда напоминал, что одна из возможностей получить – приятно – это контакт живого с живым, поскольку это вызывает ассоциации контакта с матерью. Мы знаем, что базовая потребность в эмоциональном контакте то же связанна с переживанием приятности происходящего. Вот этот внутренний конфликт с социальным окружением, связанный с тем, что социальное окружение не занято, не заботится, не думает о том, чтобы сделать тебе приятно – это тоже такой канал своеобразный управлением поведением. Некоторые люди в ядре личности имеют приятно-неприятно, в том, что они имели возможность контактировать с домашними животными, некоторые испытали его в очень странных ситуациях. У каждого есть разные запечатки, связанные с переживанием этой беспричинной приятности, беспричинного удовольствия. И дефицит этого, так же как дефицит, связанный с удовлетворением потребности в эмоциональном контакте, не осознаваемо, играет очень большую роль в жизни личности, в жизни человека, особенно в его социальной жизни как ни странно. Курение очень часто не имеет отношение к наркотику, а имеет отношение к сосательному рефлексу, т.е. это приятность, связанная с воспоминанием о материнской груди. Будучи внимательными вы легко обнаружите у себя самих, и не совсем легко у других людей – безотчетное стремление получить переживание приятного, удовольствия, того самого первичного удовольствия. Потому что приятно - неприятно – это базовые противоположности оценочного характера.
В дальнейшем, с появлением других оценочных критериев происходит трансформация самого понятия – удовольствие. И постепенно удовольствие переходит под власть личности, социальной жизни и связанно прежде всего с самоутверждением по любому поводу. Самоутверждение не есть что-то обязательно масштабное. Человек самоутверждается в любой ситуации, пытаясь обозначить себя как значимого. Самоутверждение – это отношение к себе как к значимому. Вообще отношения социальные, связанны с оцениванием прежде всего себя. Сами отношения есть иногда явная, иногда скрытая форма самоутверждения. Потому что они строятся на оценивании хорошо-плохо, правильно-неправильно, нужно-не нужно и т.д. Отсюда сравнение себя с другим. Это постоянное стремление к самоидентификации не по субъектности, а по значимости. Так человек на уровне отношений встраивается в социальную пирамиду. Здесь значимые люди, менее значимые, совсем не значимые ит.д. Если мы проанализируем отношения, то мы обнаружим, что если в них отсутствует такое понятие как приятно-неприятно, то это сугубо иерархические отношения. А раз иерархические значит они целиком укладываются в таковость. Отсюда возникает дифференцирование людей на душевных, менее душевных, черствых, бездушных, толстокожих, чувствительных ит.д. Через отношения. Чем формальнее, формализированней отношения тем меньше эмоций – почему? Помните у П.В. Симонова есть информационная теория эмоций. Эмоция – это реакция личности на соотношение имеющейся информации, прогностической информации и информации полученной. Если человек предполагает, что ползти до колодца по раскаленной пустыне еще три километра, а колодец возникает через два километра, положительная эмоция возникает автоматически. И наоборот, если он предполагает через километр, а и через три колодца не оказывается, то отрицательная эмоция появляется автоматически. Эмоции не имеют отношения к чувствам. Это отдельная система мобилизующая или демобилизующая организм. Чувства – это оценочная привязанность. Это есть некая привязанность или наоборот отторжение, приближение или отторжение объекта чувств. Это связанно с положительной или отрицательной ценностью данного объекта в вашей системе ценностей. Это очень важно – это дает нам дополнительный адаптационный ресурс. Мы всегда можем в теории и практике изменить свое отношение к кому-либо или чему-либо. Мы можем сделать это осознанно, или это может произойти как адаптивная реакция. Мы можем мгновенно забыть о существовании человека, который был нам буквально два часа назад безумно дорог. Мгновенно практически. И точно так же человек, который абсолютно безразличен становится нам безумно дорог. Или то что было совершенно неважно, мелкий пустяк в жизни вдруг становится крупным планом и очень важным. Отношения всегда связанны с ценностью. Смена отношения – это переоценивание, как говорит народная мудрость: что имеем не храним, потерявши – плачем. Все наши отношения: отношение к занимаемой должности, отношение к семье, отношение к друзьям, отношение к месту проживания…для себя. Как мы уже говорили каждый создает некое описание самого себя, которым торгует. И если бы не этот адаптивный ресурс, связанный с отношениями, то нам бы пришлось переписывать это описание себя каждый день и понескольку раз. Так таковость сохраняется в неизменном виде, изменяется только оценивание. А там, где есть оценивание там есть сравнение, потому что ценность того или иного объекта субъект постигает сравнивая его с другим. Что при этом ущемляется? При этом ущемляется приятно-неприятно,т.е. ребенок. Это та жертва, которую мы приносим на алтарь взрослости. Мы сами перестаем задумываться, что приятно, что неприятно. «Не до того, голубчик». И рано или поздно ребенок оттесняется далеко-далеко, либо просто рассасывается в базовую память. Единственная зона, где инфантилизм даже приветствуется – это искусство. Поэтому художник может быть нищим, но после смерти на нем хорошо заработают.
Потому что это дети, а детское я мешает в жесткой социальной борьбе. Когда приятно-неприятно становится во главу угла вместо нужно-не нужно, выгодно-невыгодно и т.д. С другой стороны любое приятно – удовлетворение потребности в эмоциональном контакте. И в этом противоречии находится человек. В этом отношении надо быть внимательным по отношению к подросткам, молодежи, потому что у них тут все ходуном ходит. Они еще не забыли про приятно, а уже никто об этом не заботится. Любой знающий про это может использовать это приятно в корыстных целях. Или как говорят в наше полублатное время – развести. Так же как разводят на самоутверждении, чувстве значимости. Внутреннего мира нет, субъектность ценностью не является. Стоит только приподнять самооценку, и все – человек ваш. Как известно даже грубая лесть производит эффект. А уж не грубая тем более.
Под отношениями скрывается ценность, оценивание, путем сравнения, сопоставления, конъюнктуры. Отношения – это всегда бизнес. Каждый хочет выиграть, никто не хочет проиграть. И все уверенны, что они выиграют. Поэтому для того, чтобы не путать божий дар с яичницей, не путайте интересы с отношениями. Когда вам вместо интересов предлагают отношения в социальной вашей жизнедеятельности, то настораживайтесь, а не ловитесь. Социальные отношения — это всегда оценивание. А как только человек начал сравнивать себя с другими, он уходит из сферы субъектности превращаясь в объект для самого себя. Оценивая себя как объект по параметрам внешнего вида, по параметрам влиятельности, привлекательности. Поэтому в малых группах создается система взаимных поглаживаний. Человек всю жизнь проводит в кругу друзей, которых сам выбрал себе в друзья. Т.е. в кругу взаимных поглаживаний. Если вы хотите сохранить компанию помните: компания существует, если она не связана функциональными связями, только за счет взаимных поглаживаний. Нет взаимных поглаживаний — компания рассосалась.
Одна из самых грандиозных иллюзий, что человек сам принял решение, что это его собственные чувства, это его собственные отношения. Чтобы было «само» нужна субъектность, субъект. Т.е. человек, который принимает, что он — это прежде всего его субъектность. Если человек не в курсе по этому поводу, то он набор устройств, а дальше вопрос искусного управления. Вечная любовь исчезает за три дня. Так вот люди, которых мы называем сволочами, лишенные детского я напрочь, лишенные связи между душой и сознанием делают это без всяких торможений. Поэтому они и называются «черные». У них: я проводник бесконечного океана знания и силы. Все остальные: материал. В зависимости от образованности материал называется быдлом, глиной, мясом, куклами. Непрофессиональные сволочи, ограниченные детскими осложнениями делают зло более долго, менее искусно, но делают. Не маргинальная успешность при сохранении линии сущность-душа — это всегда искусство, вооруженность. Все эти бесконечные дискуссии про добро с кулаками, а добро ли это? Конечно, добро. Потому что вся социальная реальность — это борьба. Только иногда она явно-открытая, иногда неявная, замаскированная. Борьба: внутривидовая, внутри одного человека идет борьба, внутри малых групп идет борьба, между малыми группами идет борьба, между социально-психологическими мирами идет борьба. И даже интеллект — это борьба с хаосом, с энтропией. Все живое борется с энтропией. Нет такого места, в котором можно отдохнуть от борьбы. Только наедине с собой, и только в том случае, если дихотомический баланс действует. Как говорили древние индусы покой только в центре колеса или, как говорил один продвинутый американец: в центре циклона, вот где зона настоящего покоя. Но, чтобы попасть в этот центр, в эту нулевую точку, нужно убрать монитор отклонения, нужно много чего осознать, отструктурировать свою субъектность, создать систему управления собою и своей жизнью. Поэтому поле боя — это вся социальная реальность. Так же как мы, если не хотим не видим, но если хотим видим, бесконечную борьбу в живой природе, точно так же и в социальной природе, и точно так же и в идеальной природе идей борьба хаоса и структурированности. Большинству людей кажется это не важным. Но на самом деле, если вы хотите, хоть насколько то увеличить эффективность по отношению к своей жизнедеятельности без понимания осознавания этих так называемых отношений у вас ничего не получится. И не забудьте, что в группе взаимных поглаживаний нуждается каждый из нас. И попытка решить это, создав семью, это то же попытка создать систему взаимных поглаживаний, не всегда удачно, к сожалению.
Итак мы обозначили, отношения как оценивание. Но есть более сложные механизмы личности, которые очень трудно отследить, отрефлексировать. Этот механизм называется проекции. Это то же из адаптивного ресурса. Это вынос на другого человека личных проекций. Это возможность превратить кого угодно в кого угодно. Негодяя в святого, святого в негодяя, сволочь в лучшего друга, лучшего друга в сволочь. Мастером отлавливания проекций, самым крутым был Мастер Мирзобай. Он при первом же контакте выдавал все основные проекции на него, причем идеально. У меня была проблема отношений с отцом. И поскольку отца замещала некоторая совокупность мужчин в молодости, то у меня была проекция идеального отца. Естественно, встретившись с таким человеком, как он, первым делом я вынес на него эту проекцию. Я опомнился только часов через 8. Это был идеальный отец. Я забыл куда я приехал, зачем я приехал. Я просто балдел. Женщины мне рассказывали, что несмотря на свой весьма тогда уже немаленький возраст, он на 10 лет старше меня, было ему под 50 уже, он выдавал проекции абсолютно идеального любовника в любом варианте. Но есть такие люди, такие личности, которые себя ведут проективно. Они дают возможность вынести на них проекцию. Эффект общения с иностранцем. Когда он плохо говорит на английском и ты то же плохо говоришь на английском, недостающее понимание возникает за счет проекций. Т.е. выносятся др. на друга проекции, причем ни один ни другой не подозревает, какую именно проекцию на него вынесли, и все. Что бы человек ни делал он полностью укладывается в эту проекцию потому что вербальная информация достаточно расплывчата. Чем более она расплывчата, тем больше возможностей для проекций. Вот почему мы выбираем путаницу и туман. Потому что это дает возможность любую проекцию выносить на любую реальность. Это и есть мир иллюзий, так называемые покрывала майи. Если так посмотреть: такие облака тумана, каждое облако — это отдельный социально-психологический мир. И из тумана в туман идет бартерный обмен. Поэтому человек только заявляет, что он хочет знать о себе, о людях, о жизни. Он хочет выносить проекции. Это самый сильный адаптивный ресурс человека. Животные это не умеют, у них нет второй сигнальной системы. Поэтому люди могут жить в любых, самых невероятных условиях и общаться с самыми невероятными знакомыми. Никого нет, есть проекции. Однажды под сильным переживанием с тем же Мастером Мирзобаем, вдруг я увидел в нем Бога. Проекция такая, просто Бог. Как он смеялся, он меня заставил искать этого Бога за камнями, в кустах: нашел Бога, нашел Бога, нету Бога, где ты его нашел? Я — Бог? Я — пьяница и поберушка. Мы были на мавзолее Султан-Баба, знаменитого святого и там со мной такое переживание произошло. Романтика, все искал что-нибудь идеальное, вот вынес проекцию. Я ему очень благодарен потому что проекции очень сложно-рефлексируемое, трудно осознаваемое место. Чтобы прорваться сквозь этот туман, как говорил Борис Евгеньевич Захава: нужно нырнуть на дно содержания и достигнуть степени ослепительной ясности. Этот механизм настолько силен, проективный механизм, настолько он укоренен в ядре личности, что любая победа в этом направлении делает вас вооруженным и эффективным по отношению ко всем остальным. Это и есть ясновидение в его первоначальном смысле. Ясновидение — это восприятие окружающего мира без личных проекций. Для любого лидера, имеющего дело с людьми существует профессиональная задача, на языке психоанализа это называется контрперенос, на этом языке — это не дать себе залипнуть на проекциях группы последователей. Я видел не один случай, когда человека не возможно было узнать - он весь проекциями облеплен. Это власть группы над лидером: вынос на него проекций. Если лидер не профессионал, не умеет принимать контрмер, то он рано или поздно начинает орать, кричать, вырваться силой, либо начинает полностью соответствовать проективным ожиданиям группы. Это и есть беспощадный реализм, ясное видение, видение без выноса проекций. Это возможно только, если монитор отклонения убран, т.е. в центре системы координат, как и положено, ноль - «я никто и зовут меня никак».
Мы с вами выявили и обозначили два, очень важных механизма личностной адаптации. Это механизмы отношения-оценивания и механизмы проекций.
Третий механизм — это механизм изменения формы, т.е. таковости. Бывают ситуации, в которых конфигурация социального давления редко отличается от той конфигурации социального давления, которая вылепила таковость. Большинство людей при этом испытывают страдания, переживания негативного характера. Таковость сделана из социального давления и держаться за нее не обязательно. Вместо того, что бы сопротивляться надо расслабиться и получать удовольствие,т.е. новую форму, таковость. Это скрытый адаптивный ресурс, которым мало кто пользуется и поэтому воспринимает смену таковости, как насилие извне. Это изменение конфигурации социального давления. Если вы осознаете роль таковости, ее происхождение, вы за нее не держитесь, а даете изменится вашей форме в соответствии с новой формой конфигурации социального давления. Таковость не ядро личности, она вполне изменяема. Был такой стал такой. Так человек открывает для себя в дальнейшем осознавании и рефлексии, что таковостей может быть энное количество. Первый шаг к свободе. Вместо одной камеры у тебя появляется 10 камер. Ты можешь выбирать: сегодня я сижу в этой камере, завтра в той. Ты в камере, ты по-прежнему в тюрьме, но ты имеешь выбор. Немногие доходят до того, что таковостей может быть несколько. То же с персонами. Персон можно наделать такое количество, какое необходимо тебе для всех, занимаемых тобою мест.
Еще один из главных механизмов адаптации, это вопрос выбора. Самая тяжелая психологическая нагрузка для взрослого человека, что в каждый момент времени он совершает какой-нибудь выбор, превращая множественное будущее, энное количество вариантов в один. Даже, если он не осознает это в полной мере, как психологическую нагрузку он это воспринимает, поэтому существует энное количество приспособлений освобождающих человека от этой нагрузки.
Первое — механизм будущего. Гарантированное будущее, желаемое будущее, идеальное будущее, наиболее вероятное будущее, целый огромный букет моделей.
Второе — понятие предрешенности, исключающее выбор напрочь, потому что все предрешено, как будет, так будет, чему должно случится, то случится, ничего уж тут не поделаешь такая уж тут ситуация. Включая гороскопы и гадания. Все с одной единственной целью: убрать личную ответственность за совершаемые выборы. Поэтому торговля идет бесконечная. Уже выбор совершен, а человек все еще торгуется. А это действительно правильно? А вот скажи! Ты скажи! Ты решай, нет ты решай! Только не дай Бог не отвечать за последствия. А поскольку слаборазвитый интеллект не обладает такими структурами как сцепление событий, ситуативное восприятие, то будущее предстает в свете продолжения прошлого. Для не включенного наблюдателя будущее всегда есть веер возможностей. И все отмазки, связаны с одним единственным — убрать ответственность за выбор, отсюда страх поступка. Потому что поступок — это реализованный выбор. Отсюда создание с помощью принуждения, т.е. социального давления вынужденной мотивации к деятельности, к совершению поступков. Большинство людей, даже те кто говорят о свободе личности, выбирают вынужденность. Я не хотел, но я должен был, такова необходимость. Где тут ты? А меня тут нет. Это колоссальный адаптивный ресурс — возможность свалить все на стаю.
И последний механизм — это отождествление с частями своей личности, таковостями, функциями, социальными ролями. Множественное Я, когда человек превращается буквально в Мы, исчезает, как явленность, как субъект. Его просто нет. Есть одна телесность — система идентификационных признаков, но как психологической единицы просто нет. Это адаптивный ресурс. Так категории беспринципиальный, бессовестный — это лапша на уши, попытки управлять неуправляемым. Кто бессовестный? Кто принимал решение? Кто отменял решение? На свете гораздо больше чудес, чем нам кажется, но это страшно, потому что тогда надо ставить свою подпись. Надо быть кем-то, чем-то. Совершать поступки, выборы. Это уже другая фаза развития субъектности.
ИНК
Это Ваши заметки, или чей-то труд? Очень интересно… есть ли ссылочки на данную тему поподробней?
ЦитироватьЭто труд И.Н. Калинаускаса. На форуме открыт раздел по его методике “Огненный цветок”.
Цитировать