Фаина Раневская: «Жизнь прошла и не поклонилась, как злая соседка»
27 августа 1896 года (по старому стилю) в Таганроге родилась Фаина Раневская (урожденная Фанни Гиршевна Фельдман), королева второго плана, актриса, чьи меткие фразы давно были разобраны на цитаты и ушли в народ.
Ироничная, острая на язык, с низким голосом и вечной папиросой в руке, Фаина Раневская родилась в состоятельной еврейской семье, где, кроме Фани, было три сына и еще одна дочь. К рождению Фани у ее отца была собственная фабрика сухих и масляных красок, несколько домов, магазин строительных материалов и пароход «Святой Николай».
Училась Фаня Фельдман в таганрогской Мариинской женской гимназии, которую так и не окончила. При этом родители дали девочке хорошее домашнее воспитание, Фаина обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать. Театром девочка заболела в 14, когда стала посещать занятия в частной театральной студии.
В 1915 году Фаня уехала в Москву. Там она познакомилась с Цветаевой, Мандельштамом, Качаловым, в которого, как призналась позже, была влюблена.
После революции родители Фани и ее брат покинули Россию, а она осталась. Подписала контракт на актерской бирже на работу в керченской труппы мадам Лавровской, впрочем, работа не задалась.
Кстати, примерно в это время Фаня и стала Раневской. Однажды, по пути на гору Митридат, Фаина вместе с неким опытным трагиком из труппы Лавровской, зашла в банк — мать, втайне от отца, посылала ей деньги. И когда актриса вышла из банка, то порыв ветра вырвал из рук все купюры. Об этом эпизоде Фаина Георгиевна вспоминала так:
«Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
— Денег жаль, зато как красиво они улетают!
— Да ведь Вы Раневская — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…»
Затем Фаина Раневская играла во многих театрах. Начинала с провинции, а затем стала выходить и на сцены московских театров, среди которых были Камерный театр, Центральный театр Красной Армии, театр им. Маяковского, Театр драмы (ныне театр им. Маяковского) театр им. Моссовета. В последнем Фаина Георгиевна работала почти четверть века, там она сыграла свои самые известные театральные роли — миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина»)
В кино актриса снималась мало, объясняя это крылатой фразой: «Деньги съедены, а позор — остался». Однако появление на экране королевы эпизода, как ее называли критики, никогда не оставалось незамеченным. Уже после первой роли госпожи Луазо в немой драме Михаила Ромма «Пышка» Раневская обратила на себя внимание.
Среди знаменитых киноработ Раневской — вспыльчивая и импульсивная Ляля из фильма «Подкидыш» (где и прозвучало знаменитое «Муля, не нервируй меня»), злая мачеха в «Золушке» экономка Маргарита Львовна в «Весне». Голосом Раневской говорит домомучительница Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся».
Скончалась Раневская 19 июля 1984 года в Москве, похоронена на Новом Донском кладбище. В конце жизни Фаина Георгиевна с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите — умерла от отвращения»
Фразы Раневской, моментально уходившие «в народ», не так давно были собраны в книгу «Судьба-шлюха», сложенную из писем и дневников актрисы.
«Москвичка» постаралась выбрать как самые известные, так и редкие, но точные высказывания актрисы
О мемуарах
«Пристают, просят писать, писать о себе. Отказываю. Писать о себе плохо — не хочется. Хорошо — неприлично. Значит, надо молчать.
«Если бы я уступила просьбам и стала писать о себе – это была бы «жалобная книга. «Судьба-шлюха»
«Писать должны писатели, а актерам положено играть в театре»
О воспоминаниях
«Воспоминания — это богатство старости»
О таланте
«Всегда завидовала таланту: началось это с детства»
«Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности».
«Кто бы знал мое одиночество! Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной»
«Больше всего любила человеческий талант. И всегда мне везло на бездарных»
«Для меня всегда было загадкой — как великие актеры могли играть с артистами, от которых нечем заразиться, даже насморком»
Об актерстве
«Если актер не импровизирует — ремесло, мерзкое ремесло!»
«Самым трудным дл меня было научиться ходить по сцене. Я так и не научилась»
«Люблю играть эпизод — он в состоянии выразить больше, чем иная многословная роль»
«Я — выкидыш Станиславского»
О режиссерах
«Режиссеры меня не любили, и я платила им взаимностью. Исключением был Таиров, поверивший в меня»
О театре:
«Тошно от театра. Дачный сортир. Тошно кончать свою жизнь в сортире»
«Торговали душой, как пуговицами»
О славе
«Люди, ищущие и стремящиеся к славе, не понимают, что в так называемой «славе» гнездится то самое одиночество, которого не знает любая уборщица в театре».
Об одиночестве
«Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одинокой. Мне теперь некому рассказать сон»
«Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник».
О любви
«Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать».
О несчастье
«Несчастной я стала в шесть лет. Гувернантка повела в приезжий «зверинец». В маленькой комнате сидела худая лисица с человеческими глазами. Рядом на столе стояло корыто, в нем плавали два крошечных дельфина. Вошли пьяные, шумные оборванцы и стали тыкать в дельфиний глаз, из которого брызнула кровь. Сейчас мне 76. Все 70 лет я этим мучаюсь»
О жизни
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.»
«Жизнь кончена, а я так и не знаю, что к чему»
«Жизнь прошла и не поклонилась, как злая соседка»
Об обмороках
«Родилась я в конце прошлого века, когда в моде еще были обмороки. Мне очень нравилось падать в обморок, к тому же, я никогда не расшибалась, стараясь падать грациозно».
Об Ахматовой
«Анна Андреевна была бездомной, как собака»
О съемках
«Сниматься в фильмах было мучением. Деньги за них давно прожила, а стыд живуч (или позор тащится)»
О деньгах
«Деньги мешают и когда их нет, и когда они есть»
О людях
«Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты»
«Народ у нас самый даровитый, добрый и совестливый. Но как-то складывается так, что постоянно, процентов на 80, нас окружают идиоты, мошенники и жуткие дамы без собачек. Беда!»
«Ну и лица мне попадаются. Не лица, а личное оскорбление»
«Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе — зло, ты ему — конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет».
О старости
«Старость — это просто свинство»
«А может быть, поехать в Прибалтику? А если я там умру? Что я буду делать?»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Муля, не нервируй философа с цигаркой!
27 августа – день, когда пришла в это мир эпатажная личность, остроумная женщина, всенародно обожаемая актриса Фаина Раневская.
Неподражаемая, человек-экспромт, острохарактерная, правдоруб, язвительная, философ с цигаркой, уморительная, фантастическая, штучного производства – так отзываются коллеги и почитатели о Фаине Георгиевне Раневской, незабываемой актрисе. А ведь ступила она на эту стезю не по благославлению, а даже вопреки таковому. Таганрогская выпускница гимназии, а заодно, между прочим, дочь «милльонщика» – владельца пароходов да фабрик – Фаня Фельдман решила стать артисткой. Отец ультимативно возражал, но девушка все же уехала в Москву – на учебу в театральном училище. Грозный папаша за своеволие проклял дочь и больше никогда с ней не виделся. А она стала всемирно известной Фаиной Раневской. (далее…)