всем заборостроителям посвящается
Рене Генон “Ненависть к тайне”
Необходимо остановиться более подробно на том, что можно было бы назвать тенденцией к «популяризации» (это еще одно из слов, особенно значимых для изображения современного состояния умов), то есть о намерении сделать всё “доступным всем”, и что в итоге сводится к желанию снизить уровень сознания до самого низкого интеллектуального уровня.
Было бы легко показать многочисленные неудобства, которые доставляет опрометчивое распространение обучения, которое желают распространить на всех одинаково и одинаковыми методами, когда качество приносится в жертву количеству. К тому же, на самом деле, профанное обучение, о котором идет речь, не представляет никакого познания в подлинном смысле слова и не содержит в себе ничего такого, что принадлежало бы к более глубокому порядку; но помимо его незначительности и неэффективности, особенно пагубным его делает то, что оно выдает себя за нечто такое, чем не является, что оно стремится отрицать все то, что его превосходит, и душит таким образом все возможности, относящиеся к более высокой сфере….создаётся впечатление, что это делается специально.
Самое удивительное, что некоторые, принимая традиционные учения в качестве модели, полагают возможным применить их в профанном образовании. .Здесь имеется вторжение «духа времени» в то, что ему радикальным образом противоположно по определению, и легко понять, сколь разлагающими могут быть последствия этого, даже без ведома тех, кто с добрыми намерениями и без определенной цели, становится инструментом подобного проникновения….необходимо указать на эту опасноть, пока еще есть время…
Истина состоит в том, что все то, что представляет собою традиционное знание истинно глубокого порядка и соответствует тому, что должно заключать в себе “интегральное образование” (и образование через посвящение тоже сюда должно включаться), делается все более и более труднодоступным, и так происходит повсюду; перед лицом распространения современного профанного духа совершенно ясно, что иначе и быть не может…чего же можно ожидать от «развития», самой характерной чертой которого является, собственно говоря, сопротивление всякой духовности?
Упоминаемый нами автор пишет: “… для Веданты дело обстоит так же, как и для научных истин- сегодня больше не существует научной тайны; наука не колеблясь публикует самые новые открытия”.
Действительно, профанная наука создана только для “широкой публики”, и с того времени, как она существует, в этом и состоит весь смысл ее существования.
Слишком очевидно, что она и реально есть не более того, чем она кажется, … из-за отсутствия принципа она придерживается исключительно поверхности вещей. В ней и нет ничего такого, что было бы достойно оставаться в тайне… между традиционным духом и современным реально нет никакого согласия, и всякая уступка в пользу второго делается за счет первого, потому, современный дух есть лишь отрицание всего того, что собою представляет традиционный дух.
Истина состоит в том, что современный дух у всех тех, кто в какой-нибудь степени им заражен, предполагает подлинную ненависть к тайне … нельзя утверждать, что «популяризация» учений была бы опасна, если бы речь шла только о теоретической стороне; она была бы просто бесполезной, если бы вообще была возможной; но на самом деле истины определенного порядка даже по самой своей природе сопротивляются всякой «популяризации»: сколь бы ясно их ни представляли … их понимают только те, кто по своему качеству готов их понять, а для других они как если бы и не существовали.
По существу, подлинная тайна и к тому же единственная, которую никогда нельзя раскрыть никоим образом, состоит исключительно в ее невыразимости, которая тем самым и есть ее непередаваемость.
Но во всякой истине трансцендентного порядка необходимо имеется и выразимая часть; В выражении невыразимого, главным образом, и состоит реально глубокое постижение тайны и посвящения.
Любая внешняя тайна имеет ценность ее образа или символа, а также ценность «дисциплины», которая может быть небесполезной. Но, как раз значение и смысл этого полностью ускользают от современного мышления , и тогда непонимание порождает враждебность: обыватель всегда испытывает страх ко всему, что не понимает, и страх легко порождает ненависть, даже когда его стараются избежать с помощью полного отрицания непонятной истины; впрочем, существуют отрицания, которые сами похожи на крики ярости, каковы, например, отрицания “свободных мыслителей” по отношению ко всему, что относится к религии.
Современное состояние сознания устроено так, что оно не может переносить никакой тайны и даже никакой осторожности; подобные вещи ему представляются — поскольку оно не знает их причин, —«привилегиями», установленными в пользу кого-нибудь, и тем более оно не может переносить никакого превосходства; если же предпринимаются попытки объяснить ему, что эти «привилегии» в реальности имеют свое основание в самой природе человеческих существ, то это будет напрасно потерянное время, так как это как раз с упорством и отрицает его «эгалитаризм». Оно гордится…не только тем, что устранило с помощью «рациональной» науки всякое «таинство» и сделало всё «общедоступным»; но этот ужас перед «таинством» заходит так далеко во всех областях, что простирается даже до того, что принято называть “обыденной жизнью”.
Однако мир, в котором все стали «публикой», приобретает поистине чудовищный характер; … Чтобы привести людей к полностью «публичной» жизни, не ограничиваются тем, что собирают их в «массы» по любому случаю; помещают жить не просто в «ульи», как мы говорили раньше, но в «стеклянные ульи»… люди, способные подчиниться такому существованию, поистине пали на «инфрачеловеческий» уровень, уровень, если угодно, насекомых, таких как пчелы и трутни…
Поскольку мы вовсе не намереваемся входить в детали некоторых «предвидений», … то мы больше не будем распространяться по этому поводу; достаточно указать на тенденцию — при том состоянии вещей, к которому сейчас они пришли— они будут следовать этой дорогой и далее, по крайней мере, в течение еще некоторого времени.
Ненависть к тайне, по сути, есть не что иное, как одна из форм ненависти ко всему, что превосходит «средний» уровень.
Но в современном мире остаётся тайна, которая сохраняется лучше, чем всякая другая: это тайна невероятного начинания по внушению, которое произвело и поддерживает современное сознание в его нынешнем состоянии …и это разумеется, есть лучшее средство поистине «дьявольской» ловкости для того чтобы тайна никогда не могла быть раскрыта.
(из книги Царство количества и знамения времени)