Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2024 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

Форум : Мудрость Месопотамии.

Вы должны войти, прежде чем оставлять сообщения

Поиск в форумах:


 




Мудрость Месопотамии.

Тема закрыта
ПользовательСообщение

3:42
20 Май 2009


Kyle

Участник

сообщений 230

1

Наше время ориентировано на север. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на любую географическую карту. В отличии от современного человека, др. египтянин был обращён лицом на юг, оставляя серер за спиной. Мировосприятие жителей междуречья Тигра и Евфрата было ещё более своеобразным. Само время в их представлении было как бы вывернуто наизнанку. Прошлое убегает от нас вперёд, будущее ‘заднее’ время нас догоняет. Здесь эти понятия сошлись, и кольцо времени замкнулось.

Древнейшие жители Месопотамии шумеры были убеждены в том, что они созданы богами только для того, чтобы те приносили им жертвы и работали на них. Боги заранее определили судьбу каждого человека, которому остаётся только слепо подчиняться року, безропотно принимая всё, что уготовано ему судьбой. Шумерские божества не умели вести хоз-во, поэтому они и сотворили первых людей.

Религиозные верования шумеров и аккадцев не предъявляли к ним каких-либо особых требований, они не притязали ни на время, ни на тела, ни на богатства отдельного человека. Религия определяла сознание человека, но ничего не навязывала. Боги представлялись как ужасные жестокие существа, от которых исходило неземное устрашающее сияние.

В Вавилоне пантеон древних шумеров был значительно расширен и усложнён. В общении с божеством люди перешли от магических заклинаний жрецов в пользу общины к доверительному личному обращению. Это порадило новые виды сакральных текстов: молитвы, псалмы, исповеди. Появилось понятие греха - нарушение каких-либо правил.

Энлиль (Плеяды) - один из первых примеров умирающего и воскресающего бога, представления о котором связаны со сменой времён года и циклами жизни природы.
Энлиль считался одним из создателей людей. Он был довольно злобным божеством. Его раздражал людской шум и он постоянно насылал на шумеров различные напасти - эпидемии, засуху, засоление пахотных земель и, наконец, - всемирный потоп. До потопа Энки (господин мирового океана, владыка высшей мудрости) помогал людям преодолеть зло Энлиля, но когда на землю обрушался дождь, длившийся 7 дней и 7 ночей, он оказался бессилен. Энки не смог спасти всех людей, ему удалось помочь только одному человеку - Артахасису, кот. по его совету построил большую лодку, погрузил в неё свою семью и животных и, переждал, пока вода спадёт. Позднее миф о потопе был заимствован вавилонянами, а от них стал известен др. евреям и вошёл в Библию.

Главная женская богиня шумерского пантеона была Иннана - ‘звезда утреннего восхода’, т.е. Венера. Позже Иштар - ‘владыцица богов’, ‘царица царей’. В одном мифе Иштар нисходит в преисподнюю, в результате чего на земле прекращается животная и растительная жизнь.
С распростёртыми крыльями Иштар слетела вниз к воротам смерти. Дом мрака, обиталище бога Иркалла описывается как место, ‘откуда нет возврата, там нет света, живущие там питаются землёй и пребывают в пыли’. На запорах ворот дома Иркалла осела пыль, а стражники были покрыты перьями, как птицы. Иштар потребовала открыть ворота, заявив, что если они не сделают этого, то она сокрушит ограду, сорвёт ворота с петель и разбудит мёртвых пожирателей живого. Стражники попросили её потерпеть, потому что они должны сходить к царице Гадеса и спросить у неё разрешение пропустить Иштар, но только тем путём, каким в этот скорбный дом входят все другие. Иштар, следовательно, должны была спуститься через 7 ворот, которые вели в глубины подземелья.
Поскольку Иштар представляла дух плодородия, её исчезновение остановило созревание урожая и рост всего живого на земле. В этом отношении история параллельна легенде о Персефоне. Боги, осознав, что потеря Иштар грозит дезорганизацией всей природы, послели своего представителя в подземный мир и потребовали её освобождения. Хозяйка Гадеса была вынуждена подчиниться, и на Иштар вылили живую воду. Это вылечило Иштар от всех насланных на неё напастей, и она преодолела обратный путь через 7 ворот. У каждых ей отдавалась изъятая вещь.
Миф об Иштар символизирует схождение через 7 миров или сфер священных планет человеческого духа, который после утери всех его украшений входит в физ. тело Гадес, где хозяйка этого тела насылает все скорби и несчастья на пленённое сознание. Живая вода вылечивает болезни невежества, и дух, восходящий вновь к своему божественному источнику, возвращает себе богом данные украшения и проходит вверх через 7 колец планет.

Существовало несколько культов, которые можно считать ‘отголосками’ культа Таммуза (бог-пастух, бог земледелия и дух растительности). Они оказали известное воздействие даже на обрады христианства и в чём-то являются их предтечей. Например мистерии Адониса (’повелитель’) праздновались ежегодно во многих частях Вавилона, Египта, Финикии.
Смирна, мать Адониса, была обращена в дерево богами; а через некоторое время ствол раскрылся и на свет появился ребёнок. Согласно другой версии, ребёнок был освобождён кабаном.
Адонис родился в полночь 24 декабря, а в связи с его несчастной смертью были установлены мистерии, означавшие спасение его народа. В еврейский месяц Таммуз (одно из имён этого божества), он был убит кабаном, посленным богом Арсеном (Марсом). Церемония оплакивания безвременной смерти убитого бога называется Адониасмос.
В Ветхом Завете описано, как женщины оплакивали Таммуза (Адониса) у северных ворот дома Господнего в Иерусалиме. Говорят, что на воротах Иерусалима было изображение дикого кабана в честь Адониса.
Поначалу Адонис был андрогинным существом, божеством, предствлявшим сонечную силу, которая зимой убивалась злым принципом холода - кабаном. Через 3 месяца пребывания в могиле, на 25ый день марта Адонис триумфально, под восторженные крики жрецов и их последователей, воскрес.
Адонис родился из дерева мирры. Мирра, символ смерти, из-за её использования в процессе бальзамирования много позднее была одним из подарков, принесённых Иисусу.

Пожалуй, самыми важными богами в Вавилоне считались покровители небесных светил Шамаш и Сип, божества Солнца и Луны почитались больше всего.
Планета Венера с её загадочным поведением, как уже говорилось выше, очень скоро стала олицетворять богиню Иштар, соответствующую шумерской Иннане, богине Урука.
Кроваво-красный Марс, естественно и традиционно для больншинства верований народов Земли, был отдан Нергалу, богу войны, шестидясети болезней и смерти.
Нинурта, бог удачной и победоносной войны был отожествлён Сатурном.
Бог мудрости, письма и счёта Набу (источники свидетельствуют о происхождении его культа из города Ворсиппа близ Вавилона; Набу значит ‘пророк’) получил Меркурий, планета таинственная и малопонятная.
С Юпитером, самой большой из планет, был отождествлён бог Мардук.

Все 7 ‘астрономических’ божеств были включены в число советников при Ану (экватор), Энлиле и Эллиле (ему подвласно всё, между небом и землёй). Именно их усилиями мыслилась управляемой земля.
В конечном итоге появилась семидневная неделя, где каждый день посвящался одному из божеств. Современные названия дней недели в некоторых европейских языках частично всё ещё хранят связь с теми далёкими временами.

Постепенно на первый план начал выдвигаться Мардук, бог-покровитель Вавилона. Именно с этой поры облики Эллиля и Мардука сближаются, их всё чаще путают древние вавилоняне.
Но наиболее отчётливо следы нового верховного божества запечатлелись в памятниках культовой лит-ры той поры. Сохранился список обширного (7 таблиц, более тысячи строк) космогонического свода ‘Энума Элиш’, где стремление возвеличить Мардука не скрывается автором (или авторами). Эта обработка др. мифов явно выполнена вавилонскими жрецами. Она по-новому трактует сотворение мира:

Первоначально в мире существовал только хаос, а воплощение его было чудовище Тиамту. Потом в недрах земли зародились боги, и между ними и Тиамту началась борьба. Боги испугались могущества грозного чудовища и готовы были уступить, но Мардук (в более ранних версиях на эту роль предназначался Эллиль) решился на схватку. Перед боем он добился у богов обязательства подчиниться ему, настоял на избрании себя царём.
В долгой и упорной борьбе Тиамту был повержен, из его тела победитель создал небо, землю и воду. Мардук заселил землю. Человека он слепил из глины и помазал кровью одного из богов, изменившему ему и хотевшего помочь Тиамту.